0
5078
Газета Экономика Печатная версия

16.08.2023 20:40:00

Малый бизнес больше не рекомендуют подпитывать деньгами

После ухода иностранцев небольшие фирмы активизировались там, где это было проще всего

Тэги: нацпроект, прдепринимательство, финансовая поддержка, контроль, крупный бизнес, налоговые послабления

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

нацпроект, прдепринимательство, финансовая поддержка, контроль, крупный бизнес, налоговые послабления Глава Минэкономразвития Максим Решетников настраивает меры поддержки в зависимости от текущих потребностей бизнеса. Фото РИА Новости

В Минэкономразвития сообщили о достижении всех плановых показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство (МСП)». А в рекомендациях экспертного сообщества стало заметно смещение акцентов: МСП – больше не та «жертва», которой надо без оглядки помогать деньгами. В Институте Гайдара пришли к выводу, что продолжение финансовой господдержки «может увеличить число мошеннических схем и поддерживать неконкурентоспособные фирмы». Эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) предложили «сохранить минимальный административный контроль при сокращении финансовой поддержки для МСП». Налоговые послабления, по их мнению, нужны крупному бизнесу, инвестирующему в стартапы.

Все плановые показатели национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» на 1 июля 2023 года достигнуты. Об этом сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития. «Количество субъектов МСП на текущий момент превышает 5,9 млн. Это больше, чем в аналогичные периоды предыдущих лет ведения Единого реестра», – добавили в ведомстве Максима Решетникова.

Речь идет про Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Как ранее поясняли представители ведомства, обновление реестра происходит ежегодно, из него исключаются перешедшие в более высокую категорию предприятия, а также не сдавшие налоговую отчетность или прекратившие деятельность организации.

«Донастройка действующих мер поддержки в рамках нацпроекта, проработка новых мер проводятся регулярно, в зависимости от ситуации и текущих потребностей бизнеса», – сообщили также «НГ» в министерстве.

В экспертном сообществе уже разрабатываются новые подходы к поддержке малого и среднего бизнеса. Происходит смещение акцентов: необходимость именно финансовой подпитки – больше не аксиома.

Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара обнародовал исследование под названием «Малое и среднее предпринимательство России в кризисные периоды». В нем среди прочего проанализирована ситуация 2022 года.

«Государственные меры поддержки 2022 года изначально смоделированы на основе опыта поддержки бизнеса в ковидный период (снижена административная нагрузка, предоставлены налоговые каникулы, продлены программы льготного кредитования), активно применялась финансовая поддержка (23% всех обращений), в основе которой были гарантии и поручительства, субсидии и гранты. Изначально это была правильная и полезная мера», – сообщают авторы исследования. Но ее продолжение, как они считают, «может увеличить число мошеннических схем и поддерживать неконкурентоспособные фирмы».

В настоящее время, как пишут экономисты, необходимы другие меры, поддерживающие сектор с учетом таких драйверов, как импортозамещение, восстановление промышленности, недоступность ранее поставлявшихся в Россию товаров (освободившиеся ниши).

«Это должен быть запуск акселераторов для активизации работы МСП на территории регионов действия крупного бизнеса, попавшего под санкции, для развития импортозамещения», – рекомендуют эксперты. Также требуются образовательные программы для обучения МСП особенностям ведения бизнеса в дружественных странах. Повсеместным должно быть еще большее снижение регуляторной нагрузки. «В части регионов, где сектор МСП особенно уязвим, необходимо поддерживать спрос прежде всего через поддержание платежеспособности населения», – отметили авторы.

С одной стороны, по уточнению исследователей, антикризисные меры поддержки МСП, начало внедрения которых пришлось на период пандемии, актуальны и сейчас, «но нуждаются в дальнейшем расширении и дополнении». Эксперты перечислили необходимые, по их оценкам, краткосрочные меры: субсидии уязвимым социальным группам, увеличение доли государственных закупок у МСП, субсидии на заработную плату, налоговые льготы и отсрочки для компаний, потерявших определенную долю прибыли.

Но, с другой стороны, нужно учитывать, что возможности бюджета не безграничны, а эффективность расходов иногда вызывает вопросы.

174-4-3480.jpg
Предприниматели выбирают пока в основном
легкие варианты для открытия бизнеса. 
 Фото РИА Новости
Так, в Институте Гайдара вскользь предупредили о «слабых перспективах высоких доходов бюджета из-за падения экспорта углеводородов» и сослались на «недостаточно развитые институты». Поэтому, по их мнению, в долгосрочной перспективе «следует сосредоточиться на менее дорогостоящих мерах косвенной поддержки, создающих благоприятные условия для ведения бизнеса». К мерам такого рода они относят, в частности, моратории на проверки, на погашение кредитов, на арендные платежи, налоговые льготы, включая отсрочки по страховым взносам, полную цифровизацию государственных услуг для МСП в регионах и т.п.

Основные же проблемы при выработке и корректировке мер поддержки кроются, по мнению авторов исследования, в ориентации на целевые показатели, которые «устарели и не отражают реальное состояние сферы МСП», в том числе за счет, как считают эксперты, «ошибочного учета самозанятых».

И это тоже не единственные предложения. Эксперты РАНХиГС, как сообщили «НГ» в пресс-службе академии, «предлагают сохранить минимальный административный контроль при сокращении финансовой поддержки для МСП». Также предлагаются «налоговые послабления для крупного бизнеса, инвестирующего в стартапы и предприятия малого и среднего бизнеса».

Предпосылки такие: влияние недавних шоков на сферу МСП было неоднородным. «Благодаря наличию стабильного спроса и уменьшению числа иностранных компаний в отраслях с низкими барьерами входа на рынок, а также в агломерациях сфера МСП выросла, российский бизнес занял освободившиеся ниши», – пояснила младший научный сотрудник лаборатории исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС Ксения Демидова.

Но освобождение ниш, связанное с уходом иностранных компаний в более технологичных сферах, например, в машиностроении, «пока не привело к заметной активизации роста числа предприятий МСП в этом направлении», поскольку необходимы значительные финансовые ресурсы, человеческий капитал, нужно время для получения или разработки конкретных технологий, сообщают в академии.

Основной вывод состоит в том, что развитие МСП в регионах России в кризисный период требует дифференцированных мер поддержки. Например, судя по этим рекомендациям, в регионах с крупными научно-исследовательскими институтами (НИИ) и университетами следует организовать грантовую поддержку и льготные кредиты для стартапов.

А в приграничных регионах необходимо поддерживать экспорт и импорт, проводить обучение бизнеса особенностям выхода на рынок стран-партнеров. Также стоит расширять мощности пунктов пропуска, упрощать административный контроль на границе с нейтральными и дружественными странами.

Эти тезисы дополнительно прокомментировали «НГ» в РАНХиГС. Как пояснила Демидова, нельзя говорить об избыточности существующей поддержки МСП, но можно говорить о ее необходимом формате: какая поддержка требуется и какая оказывается. «В любом случае подсаживать МСП на долгосрочную государственную поддержку неправильно, поскольку тогда это уже не бизнес. Санация должна происходить, и должны оставаться наиболее конкурентоспособные, – пояснила Демидова. – Но при этом необходимы два направления работы». Это, по ее словам, более частое освещение текущей ситуации на рынках, информирование об имеющейся поддержке. И это кооперация между крупным бизнесом и МСП.

«Поддержку необходимо оказывать также в тех отраслях, где мы хотим, чтобы возник малый и средний бизнес и где он может стать драйвером, – добавила Демидова. – Поэтому мы говорим о грантовой и прочей поддержке, например, технологических долин, инкубаторов при НИИ и университетах».

Судя по комментарию первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, если у малого и среднего бизнеса есть связи с крупными заказчиками, то это позитивный момент. Потому что такие крупные контракты позволяют расширить бизнес, нанять новых людей, пополнить оборотные средства. Понятно, что это предполагает и большую ответственность, «ведь работа с такими заказчиками подразумевает определенные финансовые обязательства», отметил он. Но и «внимание со стороны государства» – «это очень хорошо для бизнеса», считает собеседник издания.

При этом координатор «Деловой России» в Центральном федеральном округе Дмитрий Аббакумов рассказал «НГ» о негативном отношении предпринимателей к рекомендациям, которые сводятся к сокращению финансовой поддержки МСП. «В любом процессе, в государственной политике важны системность и долгосрочность. Например, если говорить про реализацию проекта развития предпринимательской инициативы, очень многие меры государственной поддержки шли через центры «Мой бизнес» в регионах. Это и участие в выставках, бизнес-миссиях, вопросы, связанные с поддержкой выхода предпринимателей на маркетплейсы, вопросы сертификации продукции, продвижения», – напомнил он.

И допустим, если гипотетически свернуть эти программы в надежде на то, что крупный бизнес в регионах начнет закупаться у МСП, то можно получить обратный эффект – усыхание малого и среднего бизнеса. 

Как пояснила доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Нина Феодосиади, стимулирование крупного предпринимательства для вложений в субъекты МСП должно быть не заменой для господдержки, а дополнительной мерой, задача которой – выстраивание кооперации между субъектами рынка, ускорение развития производственных цепочек.



Читайте также


Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
2294
Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
2683
Россия на год продлила режим валютного контроля на фоне усиления санкций и сокращения грузоперевозок

Россия на год продлила режим валютного контроля на фоне усиления санкций и сокращения грузоперевозок

Михаил Сергеев

0
6667
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
3740

Другие новости