0
5832
Газета Образование Печатная версия

16.02.2022 18:47:00

В погоне за "корочками". О своей сверхквалификации заявляют более 60% россиян

Тэги: высшее образование, служебные обязанности, избыточная квалификация, дипломы


высшее образование, служебные обязанности, избыточная квалификация, дипломы Неудовлетворенность от невозможности применения полученных навыков и компетенций порождает ощущение избыточной квалификации. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Получение второго высшего образования связано с желанием построить более успешную карьеру или соответствовать требованиям современного рынка. В то же время около половины россиян уверены, что имеют избыточную квалификацию для выполнения служебных обязанностей. В результате они испытывают неудовлетворение своей работой.

В условиях новой социально-экономической реальности и усложнения процесса труда к работникам предъявляются особые профессиональные требования. Специфика этих требований состоит в необходимости решать задачи, требующие знаний из разных отраслей. Желание получить образование в двух разных учебных заведениях испытывают все больше студентов. Трудности при устройстве на работу и неуверенность в востребованности толкают молодых людей на получение второго высшего образования для повышения своей конкурентоспособности по сравнению с другими.

Но есть среди них и те, для кого второе высшее – это элемент повышения престижа. При этом идет погоня не за знаниями, а за громкими названиями специальностей и учебных заведений. За «корочками». Получение второго и последующих образований – это попытка для них остаться «вечным студентом», не выходя из комфортной среды.

Способов получить сразу несколько дипломов много. Например, можно поступить на дневную форму в два учебных заведения или на разные факультеты в одном и том же институте, такой ход сэкономит время на учебу. Можно отучиться один год в одном университете, а со второго добавить еще один, что растянется по времени, но составит меньше труда. Многие сочетают очное и заочное, вечернее или дистанционное образование. Кто-то получает дополнительное образование спустя время после получения первой специальности. Практикуется и такой способ – получить диплом бакалавра в одном институте, а степень магистра – в другом.

В общем, для желающих поучиться дольше, вариантов множество. Но… Сегодня сверхквалификация становится все более распространенной, поскольку доля выпускников учебных заведений растет быстрее, чем доля рабочих мест в экономике, требующих такой сверхподготовки. Таким образом, люди стремятся получить образование, чтобы стать более квалифицированными специалистами, но в результате получают избыточную квалификацию. Испытывают неудовлетворение от невозможности применения полученных навыков и компетенций.

Кандидат с ученой степенью на ту или иную должность может быть охарактеризован как соискатель, имеющий чрезмерную специализацию, которая проявляется в отсутствии перспективы. Например, зачастую такой кандидат не может должным образом быть готовым для карьеры в области разработки, производства или технического управления.

Из работников с высшим образованием 61,8% считают, что обладают навыками или квалификациями для выполнения более сложной работы. Среди имеющих только общее образование таковых вдвое меньше. Такие данные приводит Елена Варшавская в своем исследовании, посвященном масштабам избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторам и последствиям. Результаты исследования опубликованы в журнале «Социологические исследования».

Исследовательская работа основана на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения. Его проводит Росстат в рамках программы федеральных статистических наблюдений. С 2014 года наблюдение осуществляется раз в два года во всех российских регионах, охватывая до 60 тыс. домохозяйств.

Доля избыточно квалифицированных работников, согласно приведенным в работе Варшавской данным, остается на протяжении последних лет достаточно устойчивой. Масштабы квалификационного разрыва неодинаковы в различных социально-демографических группах. Так, например, мужчины чаще, чем женщины, заявляют о наличии у них избыточной квалификации (53,2 и 51,6% соответственно). С возрастом – после 40 лет – субъективный квалификационный разрыв уменьшается.

Что касается профессиональных групп, то чаще всего оценивали свою квалификацию как избыточную руководители (58,5%), а также работники, занятые подготовкой информации и оформлением документов (57,7%). Реже подобные самооценки квалификации давали представители рабочих профессий: квалифицированные рабочие промышленности (49,5%), неквалифицированные рабочие (49,3%), а также операторы, аппаратчики, машинисты (44,7%). Таким образом, работники с более высоким уровнем образования и занятые более квалифицированной работой чаще воспринимают себя чрезмерно квалифицированными.

Что касается последствий избыточной квалификации, то 16% обладающих ею работников утвердительно ответили на вопрос о поиске новой работы. В то же время среди респондентов с квалификационным соответствием таковых вдвое меньше – 8,8%. Также наличие избыточной квалификации негативно влияет на все аспекты удовлетворенности работой. У работников, чувствующих себя избыточно квалифицированными, на 25–30% повышается вероятность быть абсолютно неудовлетворенными выполняемыми рабочими обязанностями и не испытывать морального удовлетворения от работы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мобилизация усилила спрос на обучение за рубежом

Мобилизация усилила спрос на обучение за рубежом

Ольга Соловьева

Спецоперация изменила представление россиян о высшем образовании

0
4870
Разнобоя в учебниках истории быть не должно

Разнобоя в учебниках истории быть не должно

Наталья Савицкая

У студентов и школьников нет понимания, почему Россия пошла по тому или иному пути

0
4870
3. Российские и белорусские образовательные организации исключены из Болонского процесса

3. Российские и белорусские образовательные организации исключены из Болонского процесса

Новая национальная система высшего образования появится в 2023 году

0
6678
Вузам предлагают забыть про рейтинги и сосредоточиться на результатах

Вузам предлагают забыть про рейтинги и сосредоточиться на результатах

Наталья Савицкая

В перспективе студентов ожидают гибридное обучение и микроквалификация

0
6684

Другие новости