На фото глава Синодального миссионерского отдела архиепископ Савва (Тутунов). Фото сайта moseparh.ru
В Московском патриархате систематизируют работу по противодействию неоязычеству, прежде всего тому его виду, который обращен к русской дохристианской старине. Адепты этого направления называют себя «родноверы». Популярны также идеи воинственного скандинавского политеизма Асатру.
Судя по декларациям церковных представителей, эта проблема считается одной из наиболее важных в миссионерской деятельности, наряду с опасениями в связи с иноверческой угрозой, исходящей от трудовых мигрантов. В серии проповедей патриарха Кирилла эти две темы идут в одной связке.
Систематизация миссионерской деятельности выражается в запуске Межведомственной рабочей группы РПЦ по профилактике неоязычества. Первое заседание этой группы, в которую входят представители 12 синодальных отделов, состоялось 3 октября. Сухой отчет о совещании опубликован на информационных ресурсах РПЦ. Сообщается, что председателем на собрании был глава Синодального миссионерского отдела архиепископ Савва (Тутунов). Среди «первоочередных задач» нового органа названы «подготовка научно-методических материалов, организация образовательных и просветительских программ, разработка мер по противодействию деструктивному влиянию неоязыческих учений». «Принятые решения позволят приступить к системной работе по профилактике неоязычества и формированию церковных и общественных инициатив в этой сфере», – поясняется в публикации.
Вероятно, именно в системности состоит новизна, ведь о вызове неоязычества в РПЦ говорится уже давно, и миссионерская работа долгие годы ведется соответствующим синодальным отделом. В составе отдела есть Секретариат апологетической миссии. «Наиболее важным направлением его работы является противодействие влиянию сект, псевдоправославных учений, неоязычества, деструктивных субкультур и культов, – так описана сфера деятельности секретариата. – Для решения этой задачи осуществляется сбор и анализ информации относительно данных заблуждений, а также выработка методов апологетического реагирования».
За более подробной информацией о том, чего конкретно ожидает РПЦ от совокупного участия в работе 12 синодальных учреждений, «НГР» обратились в миссионерский отдел, однако к моменту подготовки материала в печать редакция не получила ответа на свой запрос.
Межведомственная группа появилась по решению патриарха Кирилла, объявленному на заседании Высшего церковного совета 10 апреля сего года. «Еще один вызов, который сегодня стоит перед нами, – это распространение неоязычества, – сказал во вступительном слове к заседанию глава РПЦ. – Сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить наше прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами».
«Особую тревогу вызывает то, что неоязычество нередко преподносится молодежи как некая альтернатива православию – якобы более историческая, естественная и по-настоящему национальная, – продолжил глава РПЦ. – На деле же мы имеем дело с эклектичной смесью фантазий, элементов, заимствованных из разных культур, и откровенно деструктивных идей».
Патриарх сделал акцент на том, что «в рамках этой так называемой культуры, вернее – псевдокультуры, формируется особое отношение к применению силы». «Как и в замкнутых этнических сообществах, сила рассматривается как решающий фактор сохранения идентичности и распространения реального влияния на жизнь большинства», – и опять он упомянул в одной связке брутальный политеизм и этнические диаспоры, среди которых то и дело обнаруживаются адепты исламизма. Патриарх подчеркнул «деструктивность» политеизма, увязывая миссионерские усилия с ожиданиями от правоохранительных органов, что те подключатся к разрешению проблемы.
«По моему мнению, существенных изменений в языческом вопросе с началом работы специализированной Межведомственной рабочей группы не произойдет, – заявил в разговоре с «НГР» Роман Шиженский, главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина, заведующий лабораторией этнорелигиозных исследований Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС. – Изменения возможны в плане внутренней мобилизации церковных институтов, реформы миссионерской работы. Создание рабочей группы – открытый сигнал обществу, государственным структурам, силовым органам, во-первых, о самом факте существования проблемного поля, связанного с современным язычеством в РФ. Во-вторых, о том, что документировано оформленное восприятие и коннотация заведомо известной позиции Русской православной церкви к любым проявлениям язычества» – так объяснил смысл появления новой институции эксперт.
Шиженский считает, что какая бы то ни было «работа» межведомственной группы РПЦ с представителями неоязычества «невозможна по определению». «Язычники не пойдут на контакт с миссионерами, и, вероятнее всего, деятельность подразделения сведется к анализу интернет-контента, мониторингу, связанному с наличием языческих объединений в епархиях, внутренним конференциям и силовым акциям (давлением на спецслужбы по признанию экстремистской той или иной литературы и символики), – говорит религиовед. – Реакция языческого микромира предсказуемо отрицательная, и кроме фриков и чудиков, безусловно, заденет патриотические группы, в том числе представителей рассматриваемого мировоззрения, защищающих Родину на полях специальной военной операции». «В защиту православного духовенства из личного опыта общения отмечу: некоторые пытаются разобраться в вопросе, понять сторону оппонента», – добавил эксперт.
Шиженский полагает, что вокруг неоязычества в России действительно существует проблемное поле. «Как по-другому? – отмечает он. – Есть пассионарная и достаточно многочисленная группа граждан, мировоззренческий выбор которых не только не признается, но и находится в постоянной зоне риска. Отсюда «активные действия» как со стороны носителей, так и со стороны «закрывающих». Сосуществование – вопрос, в данном случае зависящий от «старшего брата». Есть пример официального принятия этнической религии – Республика Марий Эл, но вынужденный это шаг или искренний, судить сложно».
На вопрос «НГР» о том, касается ли инициатива РПЦ только родноверов, или она затронет также традиционные верования коренных народов национальных республик и областей, Шиженский ответил: «Мне кажется, что сейчас именно проблема русского язычества вышла на первый план – и связано это с «покушением» родноверия, пусть и в минимизированном виде, на основы национального самосознания».
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать