0
923
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Ястржембский все меньше занимается Чечней

Тэги: ястржембский, чечня, имидж, россия


- Сергей Владимирович, уже не первый год в разных ипостасях вы исправляете образ России. Есть ли успехи?

- Это вы громко сказали, возложив на меня непосильную ношу. Формирование объективного образа России - это масштабная задача: привести к общему знаменателю восприятие нашей страны за рубежом и те реальности, которые у нас существуют. Думаю, что решение такой задачи сегодня не по силам ни одному из институтов власти.

- Но это не мешает вам и вашим коллегам из различных ведомств рассказывать о необходимости такой работы и заниматься ею на практике.

- Действительно, так сложилось, что мы, то есть Информационное управление президента России, занимаемся имиджевыми программами, которые, естественно, связаны с образом России. Начиная от антикризисного менеджмента в информационно-политической сфере. Это, например, ситуация с подъемом подлодки "Курск". Согласитесь, это была не только технологическая, но и имиджевая задача. То же касается процессов, происходящих в Чечне. Занимаемся мы и другими программами, скажем, освещением 300-летия Санкт-Петербурга или "раскруткой" недавно учрежденной премии "Глобальная энергия". Но нельзя сказать, что перед Информационным управлением стоит глобальная задача: улучшение внешнего образа России. Потому что такая работа входит также в сферу компетенции и МИДа, и Министерства печати, Министерства культуры, ВГТРК. В общем-то, эту задачу можно решить только совместными усилиями и на протяжении очень длительного промежутка времени.

- Ваш вклад наиболее заметен потому, что вам чаще других приходится толковать не слишком красящие Россию события. Судя по реакции зарубежных СМИ, ваше толкование ситуации в Чечне далеко не все принимают за чистую монету. Может, стоит менять тактику?

- В этом ничего удивительного нет. Во всем мире СМИ скептически относятся к официальной информации. Функционально мы с вами находимся по разные стороны баррикад. По Чечне же многие западные СМИ не в состоянии, а чаще не хотят выйти из устраивающих их - по политическим или идеологическим мотивам - стереотипов освещения.

- Но все помнят такие откровенные признания, как, например, заявление Никиты Михалкова на презентации "Сказок Чечни" о том, что сказки в Чечне рассказывает только Министерство обороны...

- Шутка и есть шутка. Ну какое сейчас отношение Министерство обороны имеет к освещению ситуации по Чечне? Фактически никакого. Да и, собственно, профессиональной работы у военных сейчас гораздо меньше. Операциями, которые еще там проводятся, руководит ФСБ. Не за горами передача полномочий от ФСБ к МВД.

- То есть в настоящем жизнь проблемного региона уже превращается в сказку наяву?

- Нормальной жизни там не было и до референдума, в обыденном понимании ее нет и сегодня. Но главное - меняется вектор в развитии ситуации в Чечне. И это происходит благодаря референдуму. Обратите внимание - давно уже нет шквала информации о боевых операциях и столкновениях, взрывах, нападениях, обстрелах. Хотя, конечно, происходят крупные теракты, которые призваны дестабилизировать ситуацию в республике, сорвать восстановление нормальной жизни. В одночасье ничего не сделаешь. В Чечне, несмотря на все проблемы, жизнь постепенно приобретает такой же характер, как и в других российских регионах. И то, что происходит в Чечне, мы комментируем все меньше и меньше, и вскоре эта роль Информационного управления будет практически сведена к нулю. Если так произойдет - это будет означать, что в Чечне установилась стабильная обстановка.

- После публикаций в "Монд" и "Либерасьон" о массовых захоронениях от вас ждали более внятной позиции, чем простое опровержение.

- Мы не опровергали.

- Вы заявили, что "были бы рады принять извинения журналистов".

- В данном случае мы обратили внимание на вызывающий тон двух ведущих французских газет. Отреагировав на поднятый шум, мы занялись дополнительными расследованиями, запросили соответствующие министерства и ведомства и, не получив подтверждающей информации, дали свои комментарии. В принципе это не наш вопрос, а прокуратуры. Каждый должен заниматься своим делом. В мои обязанности не входит проведение расследований. Этим должны заниматься органы власти в Чечне. Но мы с вами начали беседу об имидже России...

- Разве это не один из выпуклых негативных факторов, на котором зарубежная общественность заостряет свое внимание?

- Я уже согласился, что это один из будоражащих общественность факторов.

- Этот фактор продолжит и дальше будоражить. Недавно участники закрытого заседания в Совете Федерации, обсуждая позиционирование России, в том числе и при вашем участии, с негодованием говорили о намерении Анны Политковской представить Европе свою книгу "Чечня - позор России".

- У Политковской, как давно известно, особый взгляд, сугубо предвзятый, на то, что происходит в Чечне. Это ее частная позиция и своими выступлениями за рубежом она, конечно, создает известные проблемы. Но я бы не стал переоценивать их значение. И это лишь один из взглядов на то, что происходит в Чечне. С ней можно соглашаться или спорить. С нашей стороны она редко когда получает одобрение. И это нормально. В условиях демократии и плюрализма мнений могут существовать различные точки зрения. Для меня эта книга большой проблемы не представляет.

- Но Чечня для России - это все-таки позор?

- Нет. Сегодня у нас нет никаких оснований говорить подобным образом. Если бы в Чечне утвердился тот радикальный ваххабитско-террористический режим, который там пытались создать, вот это был бы действительно позор.

- Неоднократно, в том числе и из ваших уст, звучали заявления, что "явки и адреса" бандитов давно известны. Свести на нет все претензии по Чечне получается проще простого - прийти и уничтожить.

- Неверное утверждение, поскольку ни одного подобного заявления я не делал. Разумеется, известно, что недобитые главари бандформирований, наемники находятся в Чечне. Более подробной информации у меня нет и не должно быть. Где они находятся - это вопрос к силовикам, а не к информационщикам и дипломатам.

- Получается, что вы комментируете события и факты, о которых не слишком осведомлены? Участия не принимаете, но зато рассказываете всему миру, как там строится жизнь.

- Все, что вы сказали, - все неправильно. В Чечне я бывал десятки раз.

- Последний раз, наверное, перед референдумом?

- Да. Я бываю там, когда есть для этого необходимость. Чем дальше, тем, думаю, будет меньше необходимости. Наш круг ответственности за информацию по Чечне сузился, и это прямое свидетельство нормализации. Комментировать события теперь должны администрация Чечни, местное правительство, МВД, прокуратура - то есть те, кто на месте решает конкретные вопросы. Что касается информирования, то мы собираемся помочь распространением информации о выполнении обещания федерального Центра о выплатах компенсаций всем жителям Чечни за частично утраченное жилье и имущество. Доступность такой информации для граждан Чечни - это одна из важнейших задач, решение которой будет способствовать нормализации обстановки. В самое ближайшее время наша работа будет также связана с процедурой амнистии, распространением максимально полной информации о ней. Далее мы будем способствовать открытому обсуждению взглядов, связанному с подготовкой Договора о разграничении полномочий между Чечней и Российской Федерацией.

- Образ России, как вы верно заметили, формируется не одной Чечней. Есть ли у вас данные, какой сейчас представляется Россия? Мы окончательно утратили свои позиции как сильная держава?

- С распадом СССР, увы, исчезла сверхдержава. На сегодняшний день США - вряд ли кто будет с этим спорить - является единственной в мире сверхдержавой. Но это не повод для депрессии. Россия быстро меняется. Естественно, что государство, реформирующееся такими темпами, сталкивается с существенными имиджевыми рисками.

- Каков, на ваш взгляд, идеал?

- Хотелось бы, чтобы Россия воспринималась как страна демократическая, с развивающейся рыночной экономикой, желательно социально ориентированной, как достойный международный партнер, при этом умеющий отстаивать собственные национальные интересы.

- Насколько ваши представления о будущем России соответствуют нынешнему ее восприятию мировым сообществом?

- В целом, хотя и с оговорками, все признают как достижение политическую стабилизацию, происшедшую внутри нашего общества. Без этого говорить об экономическом партнерстве и инвестициях не приходится. Отмечается унификация законодательства и правового пространства. Безусловно, признаются успехи в экономике - статистические данные, которые сопровождают экономическое развитие России последние 4 года, несут в себе позитивную тенденцию, против которой сложно возражать. Поэтому ведущие экономические издания мира - "Файнэншл таймс", "Уолл стрит джорнал", "Экономист", - все они отмечают эти положительные тенденции. Как результат - повышение инвестиционных рейтингов России, полная интеграция России в "восьмерку" - ведущий мировой клуб и предоставление России права в недалеком будущем, в 2006 году, провести саммит "восьмерки". В позитивном ключе западными СМИ оценивается и роль России в антитеррористической коалиции.

Тем не менее, несмотря на то что в последние годы произошло немало изменений в лучшую сторону, разрыв между представлениями и реальностью пока довольно серьезный. В течение 15 лет, начиная с перестройки, периода распада СССР и до недавнего времени, страна жила на политическом вулкане. Решались острейшие проблемы внутриполитической повестки дня. В такие моменты жизни любой нации мало кто думает об имидже. Была бы голова цела. Потом уже можно подумать о волосах. В общем, руки не доходили.

- Теперь дошли?

- Сам факт нашей с вами беседы об этом свидетельствует. Общество, бизнес, политическая элита, СМИ - все начинают задумываться над этим вопросом. И это уже прогресс. Произошел некий щелчок в сознании. Первые бюджетные средства стали выделяться на имиджевые программы в рамках по линии Минпечати, МИДа, Минэкономразвития.

- Но МИД и без того нацелен на внешнеполитическое позиционирование. О каких таких дополнительных программах может идти речь?

- Перед МИДом стоят совершенно определенные задачи. Далеко не все напрямую связаны с формированием облика России. А дополнительные средства должны идти на конкретные имиджевые программы. Например, на деятельность Росзарубежцентров - сегодня они подчиняются МИДу. Я, когда бываю за границей, интересуюсь, как там обстоят дела. Недавно был в Вашингтоне. При мизерном финансировании выглядит все очень достойно: курсы русского языка, которые пользуются достаточно высокой и растущей популярностью, кинопросмотры, библиотеки. Серьезно задействован и ресурс интернета: создаются веб-сайты о России, естественно, на языке страны пребывания. Проводятся различные информационно-культурные акции.

- Работа МИДа не всегда приносит свои плоды. Есть данные, что 60% англичан не знают фамилии российского президента.

- Недавний опрос, проведенный в ряде европейских государств накануне торжеств в Санкт-Петербурге, по поводу отношения к России, выявил, что абсолютное большинство респондентов считают Россию европейской страной и высказываются за то, чтобы она стала членом Европейского союза. Очень многие отметили, что уже посетили Россию, и подавляющее большинство из них, и это внушает оптимизм, сказали, что хотят вернуться. Что касается ваших данных - эти цифры я приводил на недавней встрече с членами Совета Федерации. Речь шла не обо всех категориях респондентов, а о молодежи от 14 до 18 лет и женской аудитории.

Естественно, без целенаправленной работы о нас будут знать мало. Но, повторюсь, ни одно ведомство в одиночку имиджа государства не изменит. А главное, чтобы нас стали воспринимать как нормальных людей и как нормальную страну. Если мы эту проблему решим, то решим проблему и с имиджем.

- В связи с питерским юбилеем много писалось о том, что тратятся огромные суммы на внешний антураж, раскрутку и другие сопутствующие мероприятия. А на расселение коммуналок денег, как всегда, не нашлось.

- Не на все есть финансовые и другие возможности. Например, готовится праздник в семье с определенном уровнем достатка. Люди готовят подарки, приводят в порядок квартиру. Они хотели бы жить в личном доме, но возможностей нет. Это не значит, что праздник пройдет впустую. Надо жить по средствам. Ни один город, проводивший столь крупные торжества, никогда не решал всех своих проблем к заданной дате. Решение вопроса расселения тех же коммуналок не должно зависеть от праздника. Для этого не надо ждать праздника - это повседневная задача администрации города. И жителей, которые выбирают администрацию.

- То есть во всем виноват один Яковлев?

- Часть вины лежит на администрации города, часть - на федеральном Центре, который многие десятилетия Питером не занимался в силу разных причин. Это особая тема. Но приведение в порядок улиц, чистота дворов, устроенность подъездов - темы повседневной жизни. Ими надо заниматься каждый день. Почему-то в Москве эти проблемы худо-бедно решаются. Хотя здесь тоже полно пятиэтажек, коммуналок, но есть программа, которая постепенно реализуется. В городе на Неве пока иная картина. Но в любом случае к торжествам в Питере очень многое изменилось. Не только отреставрировали фасады зданий, что само по себе не плохо. Главное - были осуществлены крупные инвестиции в инфраструктуру города, то есть в улучшение системы жизнеобеспечения горожан, возвращены в культурный оборот многие исторические и музейные объекты, открыты новые гостиницы, построена часть кольцевой автодороги.

- Но ведь деньги, как в интервью "НГ" недавно заявил Сергей Степашин, выделяли именно на ремонт внутригородских дорог, а вместо этого стали строить кольцевую.

- Есть разные дороги. Федеральный Центр финансирует строительство кольцевой дороги. Дороги внутри - это вопрос Владимира Яковлева и его администрации. Те средства, которые федеральный Центр обещал, он выделил. Еще далеко не все освоено. Сдвинуто с мертвой точки восстановление разорванной ветки метро. Кольцевая автодорога, дамба - все эти объекты будут завершены после трехсотлетия. С окончанием праздника жизнь не заканчивается. Так что трудно понять, для чего часть СМИ нагнетали страсти, будоража Питер слухами и страшилками.

- Но питерцы сами рассказывали, что некоторых предупреждали не высовываться из окон, а то снайперы пальнут, трудных подростков увозили в лагеря за город...

- Это то, что называется - одна бабка сказала.

- А какой чиновник в этом признается?

- Мы многие вещи специально перепроверяли. И все эти слухи так и остались слухами - как и пророчества о том, что власти-де устроили "праздник для випов". "Випов" в городе не было и близко, а 27 мая миллион людей вышли на Дворцовую площадь и набережные Невы!

- Миллионы людей в будни - работают. На празднике гуляют, как правило, гости. А вот как раз на выходные приехали "випы", и именно тогда перекрыли полгорода.

- Вечером 27 мая вышли на улицы миллион людей. Такого количества мест в гостиницах Питера просто нет. Это все досужие разговоры. То, что были определенные неудобства, это тоже факт. Но когда съезжается такое количество высокопоставленных гостей (лидеры более 40 государств!), принимаются определенные меры безопасности. Так было, есть и будет всегда. В любой стране мира. Но торжества в Питере, безусловно, сыграли роль в создании позитивного имиджа России.

- Сколько средств в ближайшее время планируется потратить на улучшение имиджа России?

- Затрудняюсь сообщить вам конкретные цифры. Например, в США только на информационно-пропагандистское обеспечение внешней политики тратят до 1 миллиарда долларов в год. Это из госбюджета! Я не говорю про вклад негосударственных структур. Есть десятки примеров, как страны улучшают свой имидж. Одна из них - Испания, которая несколько десятилетий потратила на трансформацию своего имиджа. В результате Испания превратилась в одну из туристических мекк планеты. То же можно сказать о Турции, Чехии, Таиланде.

- А у нас сегодня сколько тратится?

- На порядки меньше.

- Что вам мешает сумму назвать?

- Она слишком мизерна. Есть определенные средства, которые выделяются по линии Министерства печати, Минэкономразвития и Минпрома - это прежде всего связано с проведением ярмарок и выставок России за рубежом. Например, перед 300-летием выставки, посвященные Петербургу, состоялись во многих государствах. Но совершенно ясно, что по сравнению с другими странами Россия выделяет ничтожные средства на собственное позиционирование в мире.

- Однако же министр печати Михаил Лесин еще два года назад заявлял, что начинает масштабную пиар-акцию по становлению российского имиджа. Тогда говорилось, что на это планируют потратить от 50 до 100 миллионов долларов. Вы могли бы рассказать, на какие проекты эти деньги пошли?

- Не в курсе. Если министр называл эти цифры - следующее интервью сделайте с ним.

- Разве по сути вы занимаетесь не одним делом?

- Имиджем России, можно сказать, занимаются все. Кстати, и вы в том числе. Имидж - это и обслуживание в "Аэрофлоте", и в ресторане, и в гостинице, это и "Шереметьево", которое не выдерживает никакой критики по качеству обслуживания пассажиров и внешнему виду, это и вежливость пограничников и таможенников. Словом, буквально все, так как имидж страны есть совокупное представление о всех сторонах ее жизни.

- Но если средств не хватает, чтобы быстро решить перечисленные вами проблемы, откуда взяться финансированию специальных программ по позиционированию России?

- Я считаю, что качественное улучшение имиджа сегодня не по плечу одному государству. Важно задействовать потенциал отечественного бизнеса. Само время подвело бизнес-элиту к тому, чтобы начать вкладывать средства в изменение имиджа, поскольку неадекватное восприятие России за рубежом отражается не просто на имидже государства, но и осложняет жизнь российского бизнеса, ведущих корпораций. Сегодня российский бизнес, безусловно, активизировался в этом плане.

- Действительно ли дело только в деньгах или же просто плохо продумана стратегия?

- Несомненно, что мы недостаточно используем ресурс россиян, чьи имена широко известны во всем мире, - Неизвестный, Ростропович, Вишневская, Хворостовский, Казарновская, Шемякин, Гергиев, Сокуров. Кинематограф, спорт, наука - это все те сегменты, которые важно объединить в рамках одной стратегии по улучшению имиджа России. И только подобным образом всем, как говорится, миром мы можем изменить представления о России. Всем, кто сегодня задействован на "имиджевом" поприще, нужно совместными усилиями выработать системный подход, определенную программу. Мало, чтобы Россия эволюционировала сама по себе, об этом должны знать в мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
252
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1411
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1306
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1206

Другие новости