Пламя попутного газа выглядит, может быть, эффектно, но огорчает и экономистов, и экологов. Фото Reuters
В конце июня вице-премьер Александр Хлопонин обратился с письмом к Владимиру Путину, в котором предложил внести два изменения в условия аукциона по Эргинскому нефтяному месторождению Западной Сибири, утвержденные в мае распоряжением правительства. По мнению Хлопонина, к участию в нем может быть допущена только та российская компания, которая сумеет привлечь в качестве миноритария иностранного инвестора, находящегося в собственности государства, не вводившего в отношении России санкций. Помимо этого, претендент должен будет предоставить гарантии доступа к мощностям по переработке не менее 95% попутного нефтяного газа (ПНГ), который станет добываться на Эргинском месторождении.
Основным претендентом-миноритарием считается арабский суверенный фонд Mubadala, с которым ранее Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создал консорциум по освоению Назымского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Среди потенциальных мажоритариев фаворитом является «Газпром нефть», у которой есть доступ к газовой трубе для закачки ПНГ, а также мощности Приобского ГПЗ для его переработки. Другим отечественным компаниям – в частности ЛУКОЙЛу и «ННК» – придется с нуля строить инфраструктуру для переработки ПНГ, что может негативно сказаться на экономике проекта.
Кто в действительности окажется победителем аукциона, станет известно в сентябре – именно в такой срок провести его обещал министр природных ресурсов Сергей Донской. Однако уже сейчас можно говорить о том, что предложение включить в условия аукциона требование о 95-процентной переработке ПНГ является оправданным: ведь в последние годы правительство приложило немало усилий, чтобы покончить со сжиганием попутного нефтяного газа в факелах. Вплоть до недавнего времени это тревожило преимущественно экологов, озабоченных тем, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу приводят, например, к повышенной заболеваемости органов дыхания у жителей нефтедобывающих регионов.
В конце нулевых годов на эту проблему обратило внимание правительство. Одной из причин тому стал резкий рост добычи ПНГ, за 1995–2007 годы увеличившейся с 25 млрд до 48,6 млрд куб. м (данные Росстата). При этом доля ПНГ, сожженного в факелах, за тот же период выросла с 19% до 27%. В апреле 2007 года Владимир Путин в своем президентском Послании призвал рационально использовать ПНГ: тогда он заявил о необходимости создать систему учета попутного газа, увеличить экологические штрафы за его сжигание и ужесточить лицензионные требования к пользователям недр. Эти меры, по мнению президента, должны были стимулировать нефтяные компании, чтобы они перерабатывали попутный газ для извлечения нефтехимического сырья, закачивали ПНГ в нефтяные пласты для повышения нефтеотдачи и использовали его для выработки электроэнергии.
Рациональное использование ПНГ действительно может быть прибыльным бизнесом. Свидетельство тому – опыт компании «Сибур», которая перерабатывает попутный газ для получения полиэтилена (применяется во многих секторах – от космической отрасли до домохозяйств), полипропилена (производство бытовой техники), полистирола (строительство), ПВХ (автомобилестроение) и синтетических каучуков (шинная промышленность). Расширению круга компаний, перерабатывающих ПНГ с коммерческой выгодой, должна была способствовать либерализация цен на попутный газ, которая состоялась в феврале 2008 года. Ту же цель преследовало правительственное постановление № 7, принятое в январе 2009 года и включавшее в себя требование достижения компаниями к 2012 году 95-процентного использования ПНГ под угрозой серьезных штрафов. В том же ряду стоит и постановление № 1148, принятое в ноябре 2012 года: оно дало возможность компаниям, реализующим инвестиционные проекты по рациональному использованию ПНГ, учитывать соответствующие затраты при расчете выплат за сжигание попутного газа. Наконец, в 2014 году повышающий коэффициент в формуле расчета платежей за нерациональное использование ПНГ был поднят с 4,5 до 25.
Эти меры дали результат. Так, за 2011–2015 годы доля рационально используемого ПНГ выросла с 75,5% до 88,2% от его добычи (здесь и далее – данные ЦДУ ТЭК). Произошло это в том числе потому, что компании начали инвестировать в проекты по переработке ПНГ. Так, в 2012 году «Сибур» и «Газпром нефть» завершили возведение Вынгапуровского ГПЗ в ЯНАО: проект, обошедшийся обеим сторонам в 8 млрд руб., позволил «Газпром нефти» ежегодно перерабатывать 2,7 млрд куб. м ПНГ, которые ранее сжигались в факелах. В свою очередь, «Роснефть» в 2014 году вложила 46 млрд руб. в мощности по переработке ПНГ на Ванкорском нефтяном месторождении. Благодаря этому доля рационального использования ПНГ в Сибирском федеральном округе за 2013–2015 годы выросла с 26,4% до 73,5%.
Несмотря на некоторые успехи последних лет, ряд факторов говорит о том, что нефтяные компании по-прежнему воспринимают ПНГ как балласт, а не как возможность для диверсификации своего бизнеса. На это, в частности, указывает письмо президенту, подписанное в феврале 2015 года руководителями пяти нефтяных компаний (ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть») с просьбой снизить коэффициент расчета штрафов за сверхнормативное сжигание ПНГ вплоть до завершения кризиса. Согласие с просьбой нефтяников было бы ошибкой со стороны правительства: отрасли эффективнее помогать не через снижение экологических стандартов, а через отказ от повышения налоговой нагрузки. Тем более что решение сохранить действующую таможенную пошлину на нефть, принятое Думой в ноябре 2015 года вопреки планам ее снижения с 42% до 36%, может ударить по устойчивости западносибирских «дочек» нефтяных мейджоров, которые прошлый год закончили производственным спадом: так, «РН-Юганскнефтегаз» снизила добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» – на 4,7%, а «РН-Оренбургнефть» – на 7,9%.
Впрочем, наметившийся спад в отрасли вовсе не должен стать препятствием для повышения уровня рационального использования ПНГ. В арсенале правительства остался еще ряд неиспользованных мер, которые бы могли позволить достичь 95-процентной утилизации ПНГ к 2020 году. Одна из них – обеспечение беспрепятственного доступа компаний – операторов ГПЗ, перерабатывающих ПНГ в сухой отбензиненный газ, к газотранспортной системе «Газпрома». Другой подобной мерой может стать стимулирование нефтедобывающих регионов к предоставлению налоговых преференций для тех компаний, которые вводят в эксплуатацию мощности по переработке газа: так, правительство ХМАО в октябре 2013 года освободило переработчиков ПНГ от половины обязательств по налогу на имущество.
Наконец, правительство может использовать опыт других крупных нефтедобывающих стран, в разное время сталкивавшихся с проблемой сжигания ПНГ в факелах. Показательным в этом отношении является пример Соединенного Королевства: в начале 1980-х в британском секторе Северного моря уровень утилизации ПНГ не превышал 40%, однако благодаря совместной работе компаний и регуляторов к середине 1990-х этот показатель достиг 95%. Сегодня нет причин, из-за которых такого же результата невозможно было бы достичь и в России.