0
1014
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.03.2006 00:00:00

Шива – внук Адама

Тэги: рушди, дети полуночи


Салман Рушди. Дети полуночи. – СПб: Лимбус-Пресс, 2006, 800 с.

Салман Рушди – писатель, который и без сомнительного пиара аятоллы Хомейни смог бы прославиться на весь мир. Его пряные, шафраново-травянистые, многословные и многослойные романы открыли всему миру Индию – не как государство, а как живое, дышащее, легендарное существо из древних преданий, которые краем уха слышали няньки наших нянек и по-своему, на родной мотив переложили их в колыбельные.

«Сатанинские стихи», за которые мусульманские духовные лидеры приговорили Салмана Рушди к смерти, – не единственное и далеко не самое лучшее его произведение. Русский читатель уже знаком с романом «Прощальный вздох Мавра», так же как и с романом «Дети полуночи», повествующим о судьбах одной большой семьи, связанной незримыми узами с судьбами самой Индии.

Роман «Дети полуночи» был написан в 1981 году, а в 1993-м получил Букер Букеров – иными словами, был признан лучшим из лучших за 25 лет вручения премии.

Главный герой романа, Салем Синай, от чьего имени ведется повествование, появляется на свет только во второй части книги: прежде чем он выйдет на сцену, мы должны побольше узнать о его семье. Эта история начинается в 1915 году, с возвращения на родину молодого доктора Адама Азиза, постигавшего в Гейдельберге медицинскую премудрость, атеизм и свободную любовь по-европейски. Возможно, он остался бы там навсегда, и тогда не было бы всей этой истории, но немецкие друзья молодого доктора слишком уж восхищались Васко да Гамой, открывшим европейцам Индию, и Адама покоробил тот факт, «что его, индийца, каким-то образом изобрели их предки».

Вместе с Падмой – работницей консервной фабрики, которой взрослый Салем главу за главой зачитывает свою книгу, мы пытаемся угадать: какая из трех дочерей Адама Азиза станет матерью Салема? Но отгадки нам не видать, нет – поманив ложными подсказками, автор неожиданно показывает нам кукиш, так, что даже сдержанная Падма в сердцах плюет на пол: обдурил ее господин Синай!

В этом романе есть все, что нужно книге для того, чтобы обрести популярность: любовь и смерть, много любви и много смерти. Любовь невинная, когда влюбленные по очереди целуют яблоко, и только; тайная любовь под коврами, в подвале; любовь мужа к жене и жены к мужу, как дань традициям; любовь к родине и любовь к чужой стране, которую нужно спешно покинуть; неразделенная детская любовь и любовь самой старой в мире шлюхи; любовь брата к сестре; любовь няньки к подменышу; преступная любовь и любовь жертвенная. Смерть, как и любовь, меняет на протяжении книги маски и амплуа: среди многочисленного, как сам индийский народ, населения романа ей есть где разгуляться.

«Дети полуночи» – это не столько литературный текст, сколько река, полноводная, как Священный Ганг, или, может быть, балет, в котором все главные па исполняются за кулисами и шепотом передаются в зале из уст в уста. Несколько основных музыкальных тем, заданных еще в первой части, пронизывают всю книгу насквозь: игривая тема Прорези в Простыне сменяется тревожной темой Носа и Коленей, следом звучит мрачная тема Вдовы, и на всем протяжении повествования они слегка видоизменяются, но не исчезают насовсем: оркестр импровизирует, но не заигрывается.

То, что в европейском или латиноамериканском тексте воспринимается как нечто, не совместимое с реальностью, у Салмана Рушди выглядит естественнее некуда: ведь Индия – это такая волшебная страна, в которой возможно все. И если богиня Кали приютила в своем храме заблудившихся в непроходимых джунглях мусульманских солдат и даже отправила к ним трех девушек, давным-давно принесенных ей в жертву, значит, так оно и принято в этих джунглях.

Дети полуночи, тысяча и одно дитя, появились на свет по всей Индии в день провозглашения ее независимости, в первый час 15 августа 1947 года. Салем Синай, его второе «Я» и темная сущность, Шива, и девятьсот девяносто девять других вестников свободы от британского владычества – все были наделены каким-нибудь непостижимым даром. Они умели входить и выходить через любую отражающую поверхность, увеличиваться или уменьшаться, оборачиваться дикими зверями, превращать глину в золото, изменять свой пол, погрузившись в озеро, никогда не забывать увиденного, исцелять наложением рук и так далее. Если бы автор решил рассказать о каждом из них в отдельности, получились бы еще одни сказки «Тысячи и одной ночи».

Салему, родившемуся в первые секунды полуночи, достался самый странный дар – он стал «индийским радио», тем проводником, волшебным компьютером, в голове которого все эти многочисленные чудесные дети, до десятого дня своего рождения не подозревавшие о том, что их так много, смогли общаться, «чатиться», понимать друг друга, несмотря на несхожесть языков и наречий. Шива же – темная туча, враг, как и положено Шиве, плодовитый и смертоносный, казавшийся проклятием магических детей, в итоге стал их спасением, надеждой на реванш.

Автора обвиняли в излишнем очернении образа Индиры Ганди, но он в этом не слишком преуспел: она не совокупляется со своими министрами в храмах, не пьет кровь священных коров и даже, приказав удалить у оставшихся в живых детей полуночи яйцеклетки и семенники, не просит приготовить это лакомство себе на обед, а благородно жертвует его бездомным собакам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
3035
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2591
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1995
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1830

Другие новости