![]() |
Что значат сегодняшние объекты, вещи, истертые до дыр понятия? Фото Евгения Никитина |
Так, почти по-кэролловски, начинается рассказ из сборника «Достопочтимый профессор».
Кажется, Борхес когда-то сказал, что «литература – это управляемое сновидение».
Я бы назвал прозу Андрея Бычкова управляемым бредом, если исходить из определения литературы любимым автором Делеза: «Литература – это бред и в этом качестве разыгрывает свою судьбу между двумя полюсами бреда…»
Литература бреда или абсурда довольно обширна и уже, можно сказать, вполне традиционна. Тем более если бред довольно искусный, замешенный на контрастах, парадоксах, полифонии, какофонии. У Андрея Бычкова искусный бред. Очень увлекательный, особенно тогда, когда улавливаешь спасательную ниточку, оставленную автором для спасения утопающих. «Мне было так тоскливо, как будто я только что родился…» Ну чем вам не отсыл к роману Моравиа «Скука»?
Впрочем, Бычков всегда убегает, как и в данном рассказе, от точных определений и ассоциаций, как кэролловский кролик. Всегда в норку, а мы летим вслед и падаем с головокружительной быстротой куда-то вверх или вниз. Мало того, Бычков боится точности, как бы повторяя формулу Бодрияра: «Сама вещь всегда ускользает». Дать точное определение явлению – это уничтожить его. Отсюда и эти пули.
Словом, феноменологическая проза Бычкова требует от читателя познавательных усилий. Мне даже кажется, что читатель у Бычкова штучный, его надо готовить.
Следующий рассказ – «Пакалет», и опять раны и кровь: «Нож в сердце, и вот хирург уже на столе. И над ним склонился другой. Медицинский свет медленно падает на лицо. Закрыты глаза, и кому-то снится Австралия и гнездо, свитое из ядовитых змей». Вспоминается Бунюэль и его скальпель в фильме «Андалузский пес». Андрей Бычков вспарывает действительность, как хирург, чтобы болью преодолеть немоту, атаксию, когнитивный диссонанс, ложь и ненависть. Отрицание отрицания. И опять – исчезновение вещей: «Не знать, как и что называется – стол и стул, и настольная лампа – для тех, кто остается, кто знает».
Бычков, словно фокусник, достает из рукава обновленные в процессе трансформации понятия и объекты, выворачивает окружающий мир наизнанку. Шоковая терапия, горящий поток сознания, лава, извергающаяся из-под сознания. Скальпель вспарывает привычный взгляд на вещи. Вещи и люди перестают что-либо означать:
![]() |
Андрей Бычков. Голая медь: Рассказы. – Jaromír Hladík press, 2025. – 184 с. |
Пакалет ничего не значит. Но что значат сегодняшние объекты, вещи, истертые до дыр понятия, люди?
Дюжина рассказов, как нанизанные на ниточку бусы, как новый диск музыканта, притаившегося со скальпелем атональности: «Человек знака», «Дао де дзин», «Текели-ли», «Восьмерка», «Ложные проводники», «Ван Гог» и, конечно, «Голая медь».
Здесь распредмечивание словно достигает апогея: Офелия или не Офелия, голые герои – не голые, брат Полоний, а, может, и не брат: «Идиот я или не идиот, но только я же когда-то обещал подарить брату остров, хотя бы и все мои мечты рассыпались в пух и прах…»
Делез писал: «Литература скорее на стороне бесформенного или незавершенного, как о том говорил и как-то практиковал Гомбрович. Писать – это дело становления, которое никогда не завершено и все время в состоянии делания и которое выходит за рамки любой обживаемой или прожитой материи. Это процесс, то есть переход Жизни, идущей через обживаемое и прожитое».
Андрей Бычков в новом сборнике обживает абсурдность бытия, восстанавливая пазлы, атомы, из которых состоит мимолетность жизни. Вот как-то так или не так. Рассказы прошибают как пот у больного. Все эти сны, весь этот бред Бычков превращает в музыку. Но музыку Бычкова нельзя услышать, ее можно только почуять или узнать. Когда она, музыка, неузнанная, ее нет, как нет Пакалета, нет окружающей действительности, ничего и никого нет. Но вот пришел Андрей Бычков и сотворил космос из хаоса, эрос из танатоса. Написал сборник рассказов «Голая медь».
Евангелие от Андрея.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать