0
1658
Газета Главная тема Интернет-версия

17.04.2008 00:00:00

Бедность и гламурье

Тэги: демьян бедный, стихи, поэзия


демьян бедный, стихи, поэзия У каждой власти свои цветовые предпочтения.
Л.Лисицкий. Клином красным бей белых. 1920 РГБ. Москва

Небольшой соцопрос показал: имя поэта Демьяна Бедного знают все – ну по крайней мере те, кому за тридцать: раньше он мельком упоминался в школьном курсе литературы. Но вспомнить хотя бы одно его стихотворение или даже малюсенькую цитату не смог никто. Только один сугубо литературоцентричный человек, напрягшись, выдал есенинскую строчку из «Руси советской» – про то, как крестьянский комсомол «поет агитки Бедного Демьяна». Так что Демьян Бедный остался в истории тем, кого сейчас называют поэтом-песенником.

Хотя на самом деле он писал не только агитки, но был, что называется, многостаночником – сочинял и песенные тексты (среди которых «Как родная меня мать провожала»), и антирелигиозные частушки («На платочке я для Феди/ Вышиваю буки-веди./ В Красной Армии, в бою,/ Помни милую свою!»), и басни, и лозунги, и стихотворные послания партийным съездам, оправдывая свою настоящую фамилию – Придворов. С которой, конечно, сын церковного сторожа, выпускник военно-фельдшерской школы и одно время студент историко-философского факультета Петербургского университета Ефим Алексеевич Придворов (1883–1945) не имел шанса сделать большевистско-литературную карьеру. Да и не только он – взять Максима Горького (Алексея Пешкова), Михаила Голодного (Михаила Эпштейна) или Артема Веселого (Николая Кочкурова)┘ Булгаков в «Мастере и Маргарите» издевательски продолжил этот ряд поэтом Иваном Бездомным (правда, у прототипа Александра Безыменского фамилия была подлинной). Восставший мир голодных и рабов нуждался в таких именах – плоть от плоти народной, глядящих в светлое будущее из беспросветного прошлого с непоколебимым оптимизмом. Хотя фамилии-прилагательные появлялись и до них – Андрей Белый или Саша Черный, но новая власть признавала один цвет – красный. И такой поэт тоже был – Саша Красный (один из создателей «Синей блузы» Александр Брянский). Что вообще-то странно: по идее, такой псевдоним мог принадлежать только лучшему и талантливейшему поэту советской эпохи, а это место Сталин отдал Маяковскому.

Хотя к Бедному вождь тоже благоволил – до поры до времени. Выдержка из «Справки НКВД СССР о Демьяне Бедном (9 сентября 1938 г.)»: «Из ВКП(б) исключен в июле с.г. за «резко выраженное моральное разложение». Озлобленность Д.Бедного характеризуется следующими его высказываниями в кругу близких ему лиц: «Я стал чужой, вышел в тираж. Эпоха Демьяна Бедного окончилась... Уничтожают всех лучших из лучших. А кому нужно, в чьих интересах надо истребить все поколение Ленина? Вот и меня преследуют потому, что на мне ореол октябрьской революции». Д.Бедный систематически выражает свое озлобление против тт. Сталина, Молотова и других руководителей ВКП(б)... Армия целиком разрушена, доверие и командование подорвано┘ Уничтожен такой талантливый стратег, как Тухачевский┘» Хотя о процессе по делу Тухачевского публично высказывался совсем по-другому: «Сочится яд из их фашистского нутра,/ Засунув языки в фашистское корыто,/ Они родной стране готовили беду». Но обошлось – во время Великой Отечественной Бедный постепенно заслужил прощение: это без гениев власть может обойтись легко и просто, а без литературной обслуги – никогда. И хотя сейчас на смену коммерчески провальным псевдонимам типа Бедного и Голодного пришли иные имена – Оксаны Неробкие, Жени Гламурные и прочие авторы бесчисленных «муси-пуси», их задача прежняя: показывать, что все будет хорошо, и светлое, блестящее, глянцевое грядущее совсем-совсем близко. Впору уже зажмуриться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
942
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
830
Пять книг недели

Пять книг недели

0
448
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
769