0
1543
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

21.04.2011 00:00:00

В нуле форм, или Чисто живописное искусство красок

Тэги: малевич, квадрат


малевич, квадрат

Селим Хан-Магомедов. Кумиры авангарда. Казимир Малевич.
– М.: С.Э.Гордеев, 2010. – 272 с.

Фонд «Русский авангард», кажется, сворачивает свою деятельность – судя по тому, что принадлежавшая ему коллекция некоторое время тому назад была торжественно передана в дар Щусевскому музею. Зато книги, помеченные эмблемой из скрещенных буковок – Р и А, – продолжают еще выходить, одна из лучших – посвященная Малевичу.

Книга Селима Хан-Магомедова, выдающегося искусствоведа (читателям книг известного еще и как старшего брата Мариэтты Омаровны Чудаковой), историка архитектуры и шире – советского, а также и досоветского авангарда, то есть советского авангарда и его истоков, вероятнее всего, написана не сегодня, да и не один лишь список литературы убеждает в том, что это – плод долгих исследований, плод жизни с Малевичем. Но Хан-Магомедов и сегодня, проведя многие годы, правильнее сказать – всю жизнь с мыслями о Малевиче, Леонидове, Гинзбурге, Веснине, Ладовском, Родченко, все они – его давние и постоянные собеседники, и в этом томе не толкует Малевича, не интерпретирует. Автору важнее собрать как можно больше материалов, цитат, прежде всего – из сказанного и написанного самим Малевичем, далее – по значимости – следуют слова современников.

Автор прячется в тени прочитанных тестов. Образ художника, конечно, тоже важен, но еще важнее – рассказать о сделанном, о словах и делах Казимира Малевича, от черного квадрата – к теории супрематизма, от теории – к практике УНОВИСа, от квадрата на холсте – к супрематизму в пространстве, то есть работа над «до-квадратной» оперой «Победа над солнцем», книжная графика, ткани с супрематическими орнаментами, от которых до мировой революции, кажется, шаг или два, дальше – нагромождения фарфоровых углов и полукругов в чашках и получашках начала 20-х годов (супрематическая суперграфика в фарфоре) и вплоть до архитектонов, выше которых, больше которых Малевич уже ничего не придумал... Такая энергия, такие сгустки, любая вещь, какую ни возьми, как сжатая до невозможности пружина, удержать невозможно... И к каждой картинке – строчки из мемуаров, цитаты из «САМОГО», строчки из газет. Но что еще важнее – к каждой строчке, цитате, мемуарам – картинка, картинок много, печать хорошая, и они не в конце, не в отдельном или двух блоках цветных иллюстраций, они, как попутная песня, идут в ногу со словом.

Читаешь – вспоминаешь Давида Самойлова: весь лес листвою переполнен, он весь кричит – тону, тону... Так и книга Хан-Магомедова: автор, конечно, не тонет, знает, в какую сторону плыть и куда выплывет – тоже знает, но переполненность материалом заставляет многое оставить за бортом. Биография – не вся, жизнь – не вся, взят «узкий коридор», но в нем – вехи жизни Малевича, самое главное, триумф и трагедия.


В каждой чашке – Малевич. Иллюстрация из книги.
Фото из книги

Занятно, как, подробно описывая труды и дни Малевича, автор монографии как бы и благодарит, и одновременно любезно отказывается от многословных пояснений Малевича: спасибо, мол, но сделанного вами, Казимир Северинович, вполне хватает и без сопроводительных теоретических изысканий. А Малевичу все казалось мало, и к супрематическим открытиям он прилагал все новые и новые декларации: «А вот супрематизм, – пишет Хан-Магомедов, – в своей формальной чистоте пояснений не требовал... Визуальное воздействие супрематизма было неизмеримо более убедительным, чем любые многочисленные тексты Малевича. Но Малевич этого почему-то не осознавал». Далее автор приводит несколько свидетельств теоретической значительности великого Малевича: «Целыми днями, – пишет Эфрос, – он сидел за столом, и писал, писал, писал... Я (подозреваю, и мои товарищи тоже) мало понимал в его наукообразных словах и замысловатых выводах, но признаться в этом или, боже упаси, переспросить значило показать свою неосведомленность. Мы глубокомысленно молчали и только кивали в знак полного согласия». Из этих текстов такая живописная складывается картинка квадратов и теоретических кругов, которые, как камень, брошенный в воду, этот самый квадрат, эти самые круги породил – в первую очередь в голове самого Малевича.

Тексты Малевича Хан-Магомедов называет в итоге «художественно-теоретическим фоном», на котором не теряются ни архитектон «Альфа», ни архитектон «Бета», которые у Малевича пронумерованы по буквам, как четыре корпуса гостиницы «Измайлово», которые, впрочем, как и другие московские гостиницы, так и не учли открытий Малевича. Хотя... Как сказать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2236
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2706
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2258

Другие новости