0
4270
Газета Я так вижу Печатная версия

25.06.2020 20:04:00

Транспортные перекосы

Почему необходимо снизить тарифы на транспортировку нефти

Алексей Мухин

Об авторе: Алексей Алексеевич Мухин – генеральный директор Центра политической информации.

Тэги: нефть, цены, транснефть, газ, транспортировка


нефть, цены, транснефть, газ, транспортировка Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Знаете, а «Транснефти» хорошо. Цены на нефть упали, в некоторых случаях преодолевая даже мыслимые границы и уходя в минусовые величины, но монополия продолжала держать ценовую планку на внутреннем рынке.

Многие нефтесервисные компании, понимая специфику ситуации и заботясь о своей клиентуре, снижали расценки на услуги, чтобы не убивать кур, которые несут для них золотые яйца.

Однако это, похоже, не случай «Транснефти». Судя по результатам исследования института РАН, выполненного в июне 2020 года, «Транснефть» вела себя брутально по отношению к нефтедобывающим компаниям.

Такое поведение отчасти можно было бы оправдать, если бы «Транснефть» была обременена масштабными инвестиционными планами, однако расходы на инвестиции в компании упали с 13,5% в 2019-м до 1,5% в 2020 году. А с 2020 года крупных инвестиционных планов монополист не имеет вообще.

Позиция очень удобная – являясь полноценным субъектом рынка и пользуясь своим положением на нем, «Транснефть» фактически не берет на себя никаких рисков.

В частности, эксперты отмечают, что с 2006 по 2019 год компания в каждый период снижения цен на нефть получала все более высокую долю ренты на скважине – от 5 до 10%. А в 2020 году эта доля, похоже, вообще вырастет до 15%.

Затраты на добычу нефти в России и Саудовской Аравии мало чем отличаются. При этом, по мнению банковских аналитиков, высокие транспортные расходы существенно сокращают прибыль российских компаний по сравнению с Saudi Aramco.

При ценах Urals ниже 40 долл. за баррель нефтедобыча, по сути, работает на доходность транспортной инфраструктуры.

Соответственно мы наблюдаем радикальное перераспределение свободных финансовых потоков от нефтяного сектора в сторону транспортной монополии без перспектив возвращения. На рынке уже фиксируют этот «уникальный» тренд. А ведь при финансировании инвестиционных транспортных проектов за счет потребителя в нормальных условиях предполагается и передача в собственность потребителю результата этих проектов или перераспределение выгод между потребителем и транспортными компаниями. В случае «Транснефти» никакого перераспределения выгод не происходит и, похоже, все доходы от проекта остаются у монополии. При этом регулярное повышение тарифов дает «Транснефти» стабильно высокий уровень по марже прибыли.

Вследствие резкого снижения цен на нефть отношение затрат на транспортировку продукта трубопроводным транспортом к цене нефти в апреле достигло 30%. В этом случае курица, которая несет золотые яйца, вообще может, фигурально выражаясь, сдохнуть.

Прочное финансовое положение «Транснефти» объясняется просто – растущим тарифом на транспортировку в крайне сложный для всей отрасли период и неуступчивостью руководства компании по отношению к своим клиентам. В результате EBITDA «Транснефти» в первом квартале 2020 года увеличилась на 22%, а у остальных компаний резко упала – на 37% у «Роснефти», на 49% у ЛУКОЙЛа и т.д.

Такая политика, конечно, вела к опережающему росту котировок акций «Транснефти» на фоне буквально взрывного роста дивидендных выплат – за последние три года с 12,8 до 77,6 млрд руб. – и резкого сокращения инвестиционной программы. Эксперты делают вывод о том, что фактически прибыль и дивиденды «Транснефти» росли за счет убытков нефтяного сектора и завышенных тарифов.

При этом подчеркивается, что тарифы компании не зависят от каких бы то ни было показателей эффективности, включая надежность поставок и безаварийность. Это ставит вопрос об оправданности более высокого возврата на вложенный капитал с учетом того, что главными задачами монополии все-таки являются развитие и модернизация системы трубопроводных магистралей для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов внутри страны и на внешних направлениях.

Кстати, многократный рост дивидендов по акциям «Транснефти» (в 13 раз за последние три года) фактически совпал по времени с продажей значительного пакета акций компаниям, как подозревают, близким к самой монополии и ПАО «Газпром». Конечные бенефициары этих сделок до сих пор не публичны, что наводит на грустные, в общем, размышления.

Сейчас на рынке уже идет дискуссия о необходимости снижения тарифов на фоне резкого падения цен на нефть, и некоторые страны берут под контроль тарифную систему. Так что «Транснефть», видимо, ожидают аналогичные предложения со стороны и участников рынка, и государства.

Эксперты предлагают ввести ограничение, при котором тарифы будут автоматически снижаться до уровня не выше 10% от цены на нефть для недопущения существующих перекосов в будущем. Инвестиционные аналитики еще в 2013 году отмечали, что тарифы «Транснефти» почти утроились за последние 10 лет. «Тариф «Транснефти» значительно вырос в процентном соотношении к цене на нефть, – писали эксперты банка «Ренессанс Капитал» в 2010 году, – и составляет 12,6% – это значительно выше аналогичной доли в США, которая составляет менее 1%». По оценкам банка, исходя из 10-процентной дивидендной доходности, еще 10 лет назад «Транснефть» могла бы финансировать свою инвестиционную программу с понижением тарифа на 15–20%».

В сегменте транспортировки газа до 2014 года тариф также рос ускоренными темпами, в результате чего оказался существенно завышен относительно экономически обоснованного уровня. В течение последних шести лет регулятор практически заморозил тариф, сближая его тем самым с экономически обоснованным. «Транснефти», похоже, также придется менять политику или идти против рынка, а последнее всегда чревато репутационными потерями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Игорь Субботин

США и Нидерланды опасаются всплеска террористических атак

0
3625
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
2378
Россия обогнала Туркмению по экспорту газа в Китай

Россия обогнала Туркмению по экспорту газа в Китай

Ольга Соловьева

Между тем в регионах РФ сохраняется неудовлетворенный спрос на голубое топливо

0
2248
Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Ольга Соловьева

Производство российской пшеницы будет снижаться, а экспорт – расти

0
5006

Другие новости