0
6886
Газета В мире Интернет-версия

18.12.2013 00:01:00

Ангела Меркель утверждена главой правительства Германии

Тэги: германия, ангела меркель, вилли брандт


германия, ангела меркель, вилли брандт Президент ФРГ Йоахим Гаук вручил Ангеле Меркель документ о назначении главой кабинета министров. Фото Reuters

Вчера после утреннего избрания Бундестагом Ангела Меркель в третий раз вошла полноправной хозяйкой в резиденцию федерального канцлера. Во второй половине дня она собрала первое заседание нового правительства христианских и социал-демократов. Все происходило по официальному адресу главного центра федеральной власти: на берлинской Вилли-Брандт-штрассе, 1, названной в честь первого социал-демократического канцлера послевоенной ФРГ.
Адресат ведомства определенную символику имеет. Тем более что сейчас в Германии отмечают юбилей Вилли Брандта. Сегодня ему, уроженцу ганзейского Любека, исполнилось бы 100 лет. Кроме того, в свое время он был причастен к созданию первого кабинета ХДС/ХСС–СДПГ, в котором был вице-канцлером и министром иностранных дел. Тот эксперимент в отличие от промежуточного был удачным, завершившись победой на выборах и формированием правительства Брандта. Говорят, что нынешний лидер партии и вице-канцлер Зигмар Габриэль хотел бы повторить этот опыт с прицелом на выборы-2017.
Вилли Брандт канцлерствовал в 1969–1974 годах. Его приход в тогдашнюю канцлерскую резиденцию в боннский дворец Шаумбург был сенсацией. Брандт происходил из простой рабочей семьи. Но главное – в отличие от всех предшественников в Бонне впервые во главе правительства ФРГ стоял антифашист, подпольщик, эмигрант, вернувшийся после войны в форме норвежского офицера антигитлеровской коалиции.
Как известно, Брандт много лет был правящим бургомистром Западного Берлина. Мне довелось увидеть его впервые где-то в 60-х годах: находясь в Берлине, Хрущев пригласил Брандта встретиться в нашем посольстве. Помню, что один из помощников Брандта так переволновался, что с ним случился обморок. Сам бургомистр выглядел смущенным. А контакт продолжения не имел.
В Кремле на Брандта, набиравшего известность и политический вес, долгие годы смотрели настороженно. Правящий бургомистр не оставался в долгу, резко отзываясь о Берлинской стене и советской политике. Другое дело, когда он стал канцлером. В 70-е годы в процессе подготовки, заключения и ратификации Московского договора взаимное отношение изменилось. Между Брандтом и Брежневым наладились контакт, переписка.
Лично познакомиться с Вилли Брандтом удалось, когда он был уже председателем СДПГ, вице-канцлером и главой МИДа, а я оказался в Бонне впервые. Однажды во время остановки в какой-то предвыборной поездке, на которую приглашались журналисты, ко мне подошел помощник Брандта и сказал, что министр готов познакомиться с корреспондентом «Правды».
«Так это вы называете меня социал-фашистом», – улыбался при рукопожатии Брандт. Несколько огорошенный, я, разумеется отрицал, не сразу поняв его склонность к юмору и шутке. Но потом во время случавшихся вечерних журналистских посиделок слышал в его историях немало неожиданных поворотов. «Я недавно был на Сицилии, – как-то рассказывал он, – и со мной на рыбалку увязалось все военное руководство НАТО. Что же вы не сообщили в Москву о таком благоприятном моменте для удара?» – вдруг закончил он, обращаясь под смех присутствующих ко мне. Его любимый анекдот был: «В чем отличие капитализма от социализма? При капитализме человек эксплуатирует человека, а при социализме наоборот». От него исходило обаяние.
Канцлерство Брандта рухнуло неожиданно. Его помощник Гильом оказался гэдээровским шпионом. Одновременно в прессу подбросили скандальные слухи о связях с женщинами. Брандт подал в отставку. Годы спустя, встретив его в Стокгольме на съезде шведских социал-демократов, я спросил, не жалеет ли он о том своем решении. Он ответил кратко: «Меня подставили». А что касается подсунутого шпиона, то Брежнев потом извинился за действия гэдээровского союзника.
Свой исторический след Вилли Брандт оставил прежде всего новой восточной политикой, связанной с его именем. Она принесла ему звание лауреата Нобелевской премии мира. Причем это не было неким авансом, как в некоторых новейших случаях таких награждений. Новая восточная политика знаменовала поворот к признанию европейских реалий того времени, к преодолению вражды и новым отношениям с Советским Союзом.
Московский договор 1970 года стимулировал динамичное развитие двусторонних экономических отношений, политического диалога. Собственно говоря, он заложил основы российско-германских отношений, действующие по сей день уже в рамках стратегического партнерства.
Как сказал на днях, встречаясь с Владимиром Путиным, преемник Вилли Брандта экс-канцлер Гельмут Шмидт, просто чудо, что между нашими народами сегодня не наблюдается чувства ненависти друг к другу, почти не наблюдается, и мы стали добрыми соседями.
Теперь это ценность Германии, России и всей Европы. Ради этого провидец Вилли Брандт в сложных условиях холодной войны проявил последовательность и смелость. Очевидно, такие качества не помешали бы и сейчас в подходах к российско-германским делам, явно требующим инноваций.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

Дарья Гармоненко

События октября 1993 года левые пытаются актуализировать для современного электората

0
862
МВД России больше не будет заниматься проблемами кочевников

МВД России больше не будет заниматься проблемами кочевников

Иван Родин

Правительство указывает на возможные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти

0
1093
Отечественную фармацевтику ведут по пути отстающего развития

Отечественную фармацевтику ведут по пути отстающего развития

Михаил Сергеев

Перспектива импортозамещения лекарств вызвала сомнения у экономистов

0
980
Бизнес оптимизирует налоги за счет сотрудников

Бизнес оптимизирует налоги за счет сотрудников

Ольга Соловьева

Штрафы и черные списки работодателей не мешают предпринимателям экономить на социальных отчислениях

0
1065

Другие новости