0
2297
Газета Регионы России Интернет-версия

25.09.1999 00:00:00

Сложные фарватеры "Волготанкера"

Тэги: Волга, пароходство, ЮКОС


НАВИГАЦИЯ на Волге, начавшаяся в середине апреля, всегда отличается высокой интенсивностью. На главной водной "улице России" сейчас страдная пора: вниз и вверх по реке день и ночь идут грузовые и пассажирские суда. Степенно движутся по знакомым фарватерам танкеры и нефтерудовозы крупнейшей на континенте судоходной компании - открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер". Волгу, реки и моря Европы и Азии бороздят почти три сотни единиц флота "Волготанкера", чья штаб-квартира находится в приметном здании на самарской Набережной.

Пароходство "Волготанкер" сегодня - это материнская компания, 17 закрытых акционерных обществ, 5 представительств и 1 филиал. Его танкерный флот суммарно составляет 223 единицы, 110 барж и 74 буксира. Всего в компании работает свыше 8900 чел., в том числе более 300 - в Самарском управлении. За прошлый год в областной и федеральный бюджеты "Волготанкером" было перечислено 204 млн. рублей налогов, а за первое полугодие 1999 г. только по материнской компании налоговые отчисления превысили 80 млн. рублей.

Начиная с зимы нынешнего года "Волготанкер" периодически оказывается в центре внимания общественности и средств массовой информации. Совет директоров пароходства 9 февраля принял решение о его реорганизации и разделе на несколько отдельных судоходных компаний. Этому воспротивилось государство, прежде всего в лице вице-губернатора Самарской области Алексея Родионова. Начались судебные тяжбы и трудные переговоры с акционерами, которые в середине лета наконец-то, казалось бы, благополучно завершились мировым соглашением. В ответ на протест прокурора Средневолсжкой транспортной прокуратуры совет директоров пароходства пересмотрел и отменил свое февральское решение, оставив компанию единой и неделимой.

Но не успели представители самарской обладминистрации победно отрапортовать о соглашении, достигнутом с руководством нефтяной компании "ЮКОС" о предотвращении растаскивания флота Волжского нефтеналивного пароходства по частям, как неизвестными лицами было совершено покушение на жизнь исполняющего обязанности генерального директора "Волготанкера" Виктора Дмитриева. У многих возникло подозрение в его заказном характере, которое усугубило упорное нежелание руководства пароходства хоть как-то прояснить ситуацию, самарская милиция вообще квалифицировала действия нападавшего как хулиганство, после чего полностью закрылась от прессы и никакой видимой активности в этом деле не демонстрировала.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, возвратимся на полгода назад - ко времени известного решения совета директоров пароходства о его реорганизации. Тогда решение о разделе компании было принято пятью голосами против четырех. Два крупных акционера, которым в совокупности принадлежит контрольный пакет акций предприятия, - английский фонд "Barings" и московская ИК "Русские инвесторы", представляющая интересы нефтяной компании "ЮКОС", объединили свои усилия и фактически поделили пароходство между собой. Если бы государство не воспрепятствовало этому, то на базе "Волготанкера" уже бы к лету возникли два закрытых акционерных общества - "Волготанкер-Север" и "Волготанкер-Юг". По замыслу частных акционеров, к ним должно было отойти и главное богатство пароходства - 106 танкеров и нефтерудовозов, в том числе суда класса "река-море".

Трудовому же коллективу и государству предполагалось милостиво оставить старые нефтеналивные суда и сухогрузы, баржи и громоздкую социальную сферу. Проголосовавший против раздела пароходства прежний руководитель "Волготанкера" Николай Строкин, который занимал пост генерального директора с 1987 года, сразу же после совета директоров на 5 месяцев ушел в отпуск, а затем в отставку.

Длительное судебное разбирательство и переговоры привели к тому, что областной администрации удалось договориться с руководством "ЮКОСа", и на недавнем совете директоров в конце июля был принят во внимание протест транспортного прокурора и отменено скандальное решение о разделе пароходства. Три голоса представителей "Русских инвесторов" - Леонида Симановского, Виктора Казакова и Анатолия Кудряшова - стали решающими при голосовании.

Информированные наблюдатели считают, что в качестве "откупных" за такое голосование в поддержку государства "ЮКОС" получил адекватную плату в виде отставки Николая Строкина с поста генерального директора и поддержку кандидатуры вице-президента НК "ЮКОС" Леонида Симановского при его избрании председателем Совета директоров компании. Кстати, в этом их убеждает и достаточно резкое противостояние в ходе заседаний совета директоров г-на Симановского и представителей кипрской компании Николая Гуни, Алексея Калинина и Жана-Мишеля Бруна, которые выступали от имени английских владельцев 35% акций крупнейшего Российского пароходства, безуспешно пытаясь отстоять свои интересы.

При этом обозреватели уверены, что во всей этой истории НК "ЮКОС" не столько интересовала должность генерального директора "Волготанкера", которую занял бывший первый заместитель Строкина и член его команды Валерий Горчаков, слаженно проработавший с ним не один год, сколько пост его первого заместителя по финансам. Эту важнейшую позицию в менеджменте крупнейшей судоходной компании и занял Виктор Дмитриев, некогда трудившийся в АО "Самаранефтегаз", самарской "дочке" НК "ЮКОС". Причем отмечено, что все последнее время г-н Дмитриев исполнял обязанности первого лица - генерального директора "Волготанкера".

И вот в один из августовских дней какой-то неизвестный гражданин утром прямо при входе в пароходство вдруг напал на Виктора Дмитриева. И на глазах многочисленных свидетелей и охраны нанес ему сильнейший удар ножом в грудь, после чего спокойно скрылся с места преступления на синей "девятке". И.о. начальника РУВД Самарского района Геннадий Сидоров только и смог, что поделиться с журналистами быстро собранным объемным словесным портретом преступника, правда официально зачислив того в рядовые "хулиганы".

Виктор Дмитриев с тяжелым ранением попал на лечение в центральную городскую клинику имени Пирогова. Но руководство пароходства постаралось избежать всяких комментариев по этому поводу.

Но многие самарские наблюдатели далеко не разделяют эту точку зрения и убеждены, что Виктор Дмитриев стал жертвой в большой финансовой игре. На сегодня, считают они, государство, которому принадлежит только 20% акций пароходства, сумело отстоять свои интересы, но ценой значительных уступок и укрепления позиций "ЮКОСа" в "Волготанкере". Все это вызывает серьезное раздражение и недовольство у иностранных инвесторов.

Говоря о позиции представителей английской компании "Baring Vostok Capital Investment Ltd", вице-губернатор Алексей Родионов на встрече с журналистами прямо заявил:

- Интерес, по-моему, у них не пропал к этому. Другое дело, что повернулись "Русские инвесторы" к государству. Если раньше они блокировались с иностранной компанией, то сегодня "Русские инвесторы" с нами сотрудничают...

Нет никаких сомнений, что представители английского фонда не отказались от своих замыслов выделения в отдельную компанию, недавно найдя себе союзников в инвестиционной компании "Газинвест". На последнем заседании совета директоров 12 августа их интересы представлял председатель совета директоров ИК "Газинвест" Дмитрий Малышев - по доверенности члена совета директоров "ВТ" Жана-Мишеля Бруно, одного из директоров "Baring Vostok". Поскольку "Газинвест" является частью финансового холдинга Ассоциации делового сотрудничества "Волгопромгаз", структуры, возможности которой способны серьезно изменить расклад сил в совете директоров "Волготанкера", то местные обозреватели считают, что дальнейшее развитие ситуации может сильно ударить по тем планам, которые вынашивает в отношении пароходства группа "Роспром".

Кстати, по ранее опубликованным планам предполагалось включить в контролируемое "Бэрингсом" ЗАО "Волготанкер-Юг" 41 танкер и нефтерудовозы, а также верфь имени Ленина в Астрахани. При этом объем перевозок у новой компании должен был составлять 1,67 млн. тонн, валовая прибыль около 3 млн. долл. при рентабельности 13%. Новое ЗАО было призвано стать ведущим грузоотправителем сырой нефти и нефтепродуктов с Каспия на Черное море через Волго-Донской канал, а также оператором внутренних перевозок "ЛУКОЙЛа", "Туркменнефтегаза" и других отправителей.

Пока раздела не вышло. Но сегодняшняя победа областной администрации может восприниматься только как временная. Сейчас - разгар навигации. У речников очень много работы, и заниматься другими вопросами сегодня им просто некогда. Но зимой, как ожидают специалисты, эта проблема вновь обострится. И тогда все вновь будет зависеть от настойчивости властей и позиции, которую займут "Русские инвесторы", или, точнее, - руководство компании "ЮКОС".

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
801
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
953
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1193
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
907

Другие новости