0
630
Газета Акцент Интернет-версия

21.06.2003 00:00:00

Дзен на сцене

Тэги: но, фестиваль, театр


но, фестиваль, театр Актеры театра Но учатся мастерству игры на протяжении всей сценической карьеры.
Фото предоставлено пресс-службой Международного театрального фестиваля имени Чехова

Различие Кабуки и Но очень простое. Кабуки - театральное искусство, вышедшее из народа (из борделя), играемое для народа и потому стремящееся быть понятным. Но - искусство аристократическое, очень условное, малопонятное и оттого, что ли, более японское, по лаконизму и глубине смысла стремящееся к красному солнцу на белом полотне. Архетипический сюжет пьес и музыкальное сопровождение в Кабуки и Но похожи: безутешные любовники горюют на подмостках, в конце делают себе харакири, об их страданиях поет солист ансамбля струнных японских инструментов. В современном Кабуки больше игры "по Станиславскому", психологизма, не всегда отточены жесты. Но знатоки театра любят его за отсутствие реализма и жесткую форму.

Маски Но лишены декоративности, их линии строги и скупы, а магические свойства маски возведены в абсолют. Перед началом работы над маской резчик по дереву входит в особое состояние, называемое "мусин" (бесстрастность). Сделанные великими мастерами маски кажутся живыми. Особенно это заметно во время представления, когда освещение или поворот головы меняет ее выражение. В каждом спектакле есть роли без масок - тогда актер подменяет маску своим лицом, сохраняющим беспристрастность и отрешенность: аристократический Но насквозь пропитан эстетикой дзен.

Как и в Кабуки, в классическом Но все актеры - мужчины. Мастерству игры они учатся на протяжении всей сценической карьеры. К 20 годам дозволяется играть простейшие роли молодых воинов или девушек. Еще десять лет - богов, безумных женщин и демонов. Вершиной актерского мастерства считаются роли глубоких стариков и дряхлых старух, бывших в молодости красавицами. "Подражание старику - сокровенное на нашем пути. Оно является самым трудным", - писал один из основателей театра Но Дзаэми Мотокиэ.

В зеркальной комнате, располагающейся за сценой, актеры всматриваются в свои множащиеся изображения, потом собирают их в одно, берут маску за края, где крепятся шнурки, и долго держат перед лицом, всматриваясь в нее. Когда душа переходит к изображаемому персонажу, актер выходит на сцену. Поскольку в современной Японии тоже не всегда понимают сути происходящего, достаточно просто вдыхать японский дзен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
481
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1950
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2351
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1944

Другие новости