ДОСЬЕ Родилась 26 января в Москве. В 1995 г. окончила РАТИ (ГИТИС), мастерскую проф. Б.Г.Голубовского. С 1995 по 1998 г. работала в Театре им. Н.В. Гоголя, где сыграла ведущие роли в комедийных спектаклях: «Чужой ребенок» Шкваркина (Маша), «О Фроле Скобееве» Аверкиева (Варя), «Верная жена» Моэма (Мари-Луиз) и др. С 1998 г. работает в театре «Ленком». Премия «МК» и Приз симпатий «Комсомольской правды» за роль Панночки в спектакле «Мистификация». Номинация премии «Чайка». Спецприз премии «Кумир».
РОЛИ В ТЕАТРЕ «ЛЕНКОМ»
Панночка [«Мистификация»]
Кончита [«Юнона» и «Авось»]
Анна Болейн [«Королевские игры»]
Мария [«Укрощение укротителей»]
Кэнди [«Пролетая над гнездом кукушки»]
Служанка [«Город миллионеров»]
Эльмира [«Тартюф»]
В ТЕАТРЕ КЛОУНАДЫ ТЕРЕЗЫ ДУРОВОЙ
Лиса Алиса [«Бу-ра-ти-но!»]
В МЮЗИКЛАХ
Джейн Смарт [«Иствикские ведьмы»]
РОЛИ В КИНО
Учительница [«Егерь»]
РОЛИ В ТЕЛЕСЕРИАЛАХ
Катя [«С Новым счастьем»]
Рита [«Идеальная пара»]
Наташа [«Остановка по требованию»]
≈ Вы Марка Анатольевича Захарова боитесь?
≈ Когда я пришла в театр, у меня было высокоэмоциональное состояние. Дальше начинаешь сживаться с театром и привыкаешь к тому, что здесь проходит важная часть твоей жизни. Конечно, есть такой момент страха перед Захаровым в театре. И все-таки я бы не сказала, что его боюсь. Это вовсе не исключает того, что он является для меня авторитетом. Конечно, когда он входит, немножко краснеешь, немножко бледнеешь. Но я его воспринимаю таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами, не оправдывая, не извиняя за те вещи, с которыми я не согласна, но абсолютно не забываю его безусловные достоинства.
≈ Что Захаров вам дал как актрисе? В чем продвинул?
≈ Во-первых, он меня взял в театр, дал возможность работать на сцене «Ленкома», это замечательная школа. Я недавно была на съемках, и там снимались еще Таня Кравченко и Ваня Агапов, тоже артисты «Ленкома», и режиссер говорит: «Вас видно. На лицах написано ваше состояние ≈ у вас важное ТАМ». Я стала переводить на понятный мне язык, и могу предположить, подразумевалась ненатужность существования на сцене. В «Ленкоме» часто формулировалась такая задача ≈ «сделай как не артист» и сделай уверенно.
≈ Захаров может делать обидные замечания?
≈ Да. Он мастер.
≈ Он кричит?
≈ Нет. Он может сказать с достаточно большим напором, но тем не менее это не будет крик. Он может так высказаться по поводу, что человек будет мечтать, чтобы его Захаров послал матом, лучше бы накричал. Он может унизить очень сильно. И я думаю, что какие-то оттенки страха, присутствующие в театре, связаны именно с нежеланием оказаться униженным. Но если ты способен задавать вопросы самому себе, то тогда должен признать: он же не унижает просто так, он унижает за что-то. Значит, в чем-то профессионально ты не устраиваешь, и, может быть, стоит обратить внимание на себя, а не на него. Потому что, если ты принимаешь правила игры, принимаешь, что он твой начальник, значит, это был твой выбор.
≈ Вас обижал Марк Анатольевич?
≈ Когда я слышала, как что-то говорилось другим артистам, думала: «Да, не хотела бы я оказаться на месте этого человека». Была ситуация при выпуске «Мистификации», когда я стала той каплей, которая переполнила чашу терпения Захарова, но гнев вылился на другого, первого, кто попал под горячую руку. Я тогда была совсем молодая артистка, на которой он срываться не станет. Он вообще всегда молодым дает большую фору, аванс. У меня было очень неловкое чувство.
≈ А что он сказал?
≈ Я уже не помню. Причиной послужило то, что мы нетвердо знали текст и сбивались. Знаете, как он может сказать: «Это как-то непрофессионально┘ Сейчас очень много разных интересных профессий┘ Может, подумаете┘». А больше ничего не надо. Трансляция идет на весь театр. Но я всегда ко всему относилась трезво, и вопросы, которые меня волновали, я всегда шла выяснять к нему напрямую.
≈ У вас не так много новых ролей, но и не так мало работы. За время служения в «Ленкоме» вы изменили отношение к вводам?
≈ У меня есть какая-то психофизическая предрасположенность к вводам. Кстати, в театре завтруппой знает, кто может вводиться, а кто нет. Дима Певцов может, Ваня Агапов. Это особенность психики, хорошая память. Необходима мобилизация всего организма. Когда ты работаешь в ситуации экстренного ввода, у тебя предельно ясная голова, ты даже не волнуешься. Истерика, трясучка начинаются на поклонах, или на финальной сцене, или после спектакля, когда расслабляешься ≈ и все: слезы, сопли. С годами приходит понимание, что ввод ≈ это не самое прекрасное, что может быть. После того, как случился мой очень срочный ввод в «Укрощение укротителей» на главную роль в стихах вместо Маши Мироновой, которая заболела, мы с ней увиделись, и она сказала: «Анют, я не представляю, я бы не смогла». И Инна Михайловна Чурикова сказала то же самое: «Я бы не смогла». С одной стороны, я им не поверила, потому что ситуация заставит ≈ сможешь, но с другой стороны, иногда ты сам сталкиваешься с тем, как актер не способен действовать в подобных экстремальных обстоятельствах. Партнеры оказываются в тяжелом положении, поскольку вводящийся артист может забыть напрочь текст, перепутать мизансцены, просто замолчать, раньше дать финальный монолог. Тогда ты судорожно соображаешь, за что зацепиться, куда можно вскочить по тексту. По большому счету, все вводы у меня были срочные. Режиссеры, тем более спустя какое-то время, особо не вводили меня в курс дела, и я не репетировала, что называется, с нуля.
≈ А кто обычно вводит?
≈ Если вводы делаются в спектакли Марка Анатольевича, то сам мастер и помощник режиссера. Однако все сводится к тому, чтобы точно сказать слова, правильно выполнить рисунок. Что-то, конечно, подскажет режиссер, точно сориентирует тебя. Если у тебя есть вопросы ≈ их можно задать, никто тебя не пошлет. Но ввод есть ввод. С одной стороны, ты влезаешь в готовую форму, и вся твоя индивидуальная работа сводится к тому, чтобы придать какие-то краски уже готовому, сыгранному до тебя образу. А когда роль создается с нуля ≈ это, конечно, более творческий процесс для артиста. Ты ломаешь голову, мучаешься, настраиваешь весь свой аппарат в поисках правильного решения. По прошествии какого-то времени приходит ощущение, что все неправильно, надо все сделать вот так и вот так. Это, кстати, касается и тех спектаклей, в которые ты вводился и которые ты репетировал. Начинаешь что-то менять, но все равно каждый раз такие перестройки связаны с внутренней линией, внутренней жизнью персонажа, мотивацией поступков роли.
А что касается новых спектаклей, то, конечно, их немного. Признаться честно, артисту всегда мало, хотелось бы больше, поскольку для актера есть фактор времени, а для актрисы особенно. Но есть и другая сторона вопроса. Если учесть, что в нашем театре помимо Ани Большовой, которая играла главные роли, есть еще ряд артисток, которые тоже играют главные роли, то ролей у меня ровно столько, сколько у других артисток. Почти все артистки в такой ситуации, даже Александра Марковна Захарова не исключение: она сыграла в «Шуте Балакиреве» и спектакле «Ва-банк», а сейчас репетирует «Женитьбу». Маша Миронова получила роли в «Плаче палача» и «Тартюфе». Не будем забывать еще и о том, что в «Ленкоме» выпускается мало спектаклей. Но, слава Богу, сегодня стало возможным параллельно существовать в самых разных проектах. Если ты хочешь, то будешь занятым все время. Я за это время снялась в сериалах, сыграла в мюзикле «Иствикские ведьмы», «Чикаго», потом сыграла очень сложную для меня роль в «Свадебном путешествии», который ставил Эдуард Бояков. Мы с Оксаной Фандерой играли одну роль ≈ Машку Рубинштейн. С тех пор, кстати, я научилась пользоваться неформальной лексикой.
≈ Автор Владимир Сорокин видел? Он же капризный автор. С замечательным питерским режиссером Андреем Могучим, который поставил его пьесу, даже хотел судиться┘
≈ У нас было по-другому. Эдик к нему очень трепетно и уважительно относится. И с ведома Сорокина он немножко переделал пьесу, немножко поджал, и Володя ничего против не имел. Наоборот. Володя был на нашей стороне. К сожалению, мы совсем немного поиграли спектакль. Там случился один смешной момент. На репетицию пришел Володя Сорокин, и как раз Эдик меня попросил почитать монолог. Володя сказал во вступительном слове: «Вы знаете, поскольку эта пьеса писалась для немцев, там все нецензурные выражения, которые мною использовались, были важны для колорита. Я даже просил переводчика не смягчать эту лексику, а наоборот, найти максимально грубые аналоги на немецком. По-русски это совершенно не обязательно, их можно опустить». Мы сказали: «Да, да, конечно, не вопрос». А до этого на репетициях надо мной все время угорали. Когда я говорила фразу, где в конце стоит матерное слово, то саму фразу произносила предельно активно, а под конец сходила по звуку на нет. Я этого сама даже не замечала. Интеллигентское воспитание не позволяло. После вступительного слова Сорокина Большова начала монолог Маши Рубинштейн. И дальше Остапа понесло. Я сказала не то что все слова, которые были в тексте, я сказала еще в восемнадцать раз больше этих матерных слов.
≈ Когда вводились в «Укрощение укротителей», вам приходилось учить текст всей пьесы, а не только свой?
≈ Весь, и «массив слов» был весьма внушительным. Когда меня поставили перед фактом срочного ввода, помню, пришла в театр, взяла пьесу, пошла по коридору, столкнулась с Димой Певцовым и спросила его: «И что мне теперь делать?». Он ответил: «Не волнуйся. Берешь кого-нибудь из родных, сажаешь рядом и зубришь текст. По двадцать раз одну и ту же сцену». В результате не спали все мои домашние. Я на кухне хлопотала по хозяйству и учила текст. Потом лежала на диване, и мне сестра подкидывала текст, потом подавал реплики муж. В общем, были задействованы все. Дальше в 5 утра мы решили, что пора пойти поспать. В 11.00 пришла на репетицию и (могу с гордостью сказать) поразила всех, ошибалась совсем чуть-чуть.
≈ Случалось, что совсем текст забывали?
≈ Так, чтоб совсем оставался белый лист, ≈ нет. И потом партнеры, они в экстремальной ситуации помогают, подсказывают. Такое же может случиться в любой момент. У меня на «Юноне» и «Авось» случился затык. Надо выходить на сцену и говорить свой текст на испанском, и вдруг понимаю, что я его забыла. Это же все случается в долю секунды. У меня три шага до микрофона. Иду с одной только мыслью: «Говори любую белиберду, главное ≈ не начинай говорить по-английски. Английский поймут, белиберду нет». И вот я подхожу, открываю рот и вспоминаю свой текст. Состояние, конечно, не очень приятное.
≈ Вот вы переходите из Театра имени Гоголя в «Ленком». Вам должны выделить гримерку┘ Есть какие-то внутренние законы поведения в театре. Как происходило ваше вхождение?
≈ У меня случилось грамотное погружение в театр, поскольку я сразу попала в репетиционный процесс, в спектакль, который до этого репетировался четыре года, а дальше мы его за три месяца выпустили. Я была уже четвертой исполнительницей роли Панночки. Было приятно слышать, как говорили: «У Захарова теперь вдохновение, и он летает». Мне показали репетиционную одежду, столик в гримерке, и я начала работать.
≈ Вы с кем-то делите гримерку?
≈ Нас там много. Шесть столов стоит. И плюс еще за некоторыми столами, случается, сидят по две артистки. У нас Инна Михайловна Чурикова сидит в гримерке вдвоем.
≈ А есть правила поведения в гримерке?
≈ Приятно, когда есть взаимоуважение. Допустим, если один курит, а двое нет, то он выходит покурить. Но бывает, когда «извини, друг, никуда не пойду, здесь покурю». Ну, покури, проветрим. Могу сказать, что отношения вежливо-нейтральные.
≈ Мне известно, что к Марку Анатольевичу актерам порой очень трудно подойти. Он умеет выстраивать дистанцию огромного размера?
≈ Да, на вась-вась рассчитывать нельзя. У него колоссальное защитное сооружение выстроено, и я понимаю, для чего выставляется эта тяжелая артиллерия.
≈ Для чего?
≈ Многим людям от него что-то надо. И каждой премьерой надо что-то доказывать.
≈ Мне запомнилось однажды его выступление. В своей невозмутимой манере он начал говорить о том, что вообще главный режиссер ≈ самый нехороший человек на свете. Он не дает десять главных ролей десяти главным артисткам и артистам театра в сезон, он выбирает не ту пьесу, он ≈ большой негодяй для всей советской драматургии. Вы говорили, что вот так просто подошли и попросили у него роль Кончиты?
≈ До меня Кончиту играли Лена Шанина, Алена Хмельницкая, Инна Пиварс. И когда от руководства я узнала, что планируется мой ввод в спектакль «Юнона» и «Авось», я, конечно, удивилась и обрадовалась. Подошла к Захарову и спросила, так ли это. Он сказал: «Да, да, но давайте немножко повременим, чтобы не травмировать артистку, которая исполняла эту роль». Дальше стали временить. И дальше месяц, другой, третий. Я выучила песни, танец. И вдруг узнаю, что Захарову показываются на эту роль девочки из других театров, потом наши актрисы. И я оказалась в недоумении. Подошла к Марку Анатольевичу, спросила, что происходит. Он ответил: «Нужна совсем молоденькая». Ну, это звучало странно, потому что мне тогда было 22–23 года. Не очень я тогда понимала специфику театра, дипломатии, политики. Судишь же со своей колокольни, а все-таки у режиссера в театре, условно говоря, десять артисток, которым нужно дать главные роли. И, естественно, есть дочь, которую нужно поддерживать. И тут не вопрос зависти к Саше Захаровой, а дай Бог каждой артистке, чтобы у нее был отец или муж режиссер, продюсер и т.д., который мог бы ее творчески обеспечить. Было бы скорее противоестественно, если бы родной человек вел себя иначе.
≈ В любом случае в театре будет фаворит или фаворитка?
≈ И это нормально, это тоже одно из правил игры. И тут, когда ситуация стала совсем для меня непонятной, я позвонила завтруппой и спросила, как и что, утвердили ≈ не утвердили. Нет, не утвердили. А для меня было очевидно, что я могу сыграть эту роль. Тем не менее я понимаю, что это, может быть, не очевидно для других: кто-то не видит меня в этой роли. И я спросила у завтруппой, а потом у Захарова: «Может, мне показаться?». Захаров сказал: «Да. Только сделайте вот такую прическу». И он мне показал журнал с моей фотографией на обложке. Я, готовясь к показу, иду делать куделечки. И самое ужасное в этом показе были эти самые куделечки. Наш балетмейстер потом ко мне подошла и говорит: «Аня, все замечательно. Но что ты соорудила на голове?». Потом и самому Захарову куделечки, видимо, разонравились. Прическу не утвердили, но Большову на роль Кончиты утвердили. Дальше я сыграла 800-й, 900-й спектакли, играла эту роль в общей сложности лет пять. В прошлом сезоне подготовили ввод другой девочки, и я перестала играть эту роль. До меня довели следующую официальную версию: «Мы с Певцовым одинаково смотримся на сцене». Недавно отмечали 25 лет со дня премьеры. На юбилейном представлении по сценарию в финале первого акта выхожу сначала я, потом нынешняя исполнительница и первая Кончита Елена Шанина. Поначалу я скептически к этой идее отнеслась, но потом сказано ≈ сделано. Потом Марк Анатольевич попросил меня станцевать ≈ я станцевала. На следующий день после юбилейного вечера Марк Анатольевич позвонил завтруппой, попросил со мной связаться, чтобы я опять играла Кончиту, а потом, когда была премьера «Тартюфа», Марк Анатольевич на банкете подошел ко мне и сказал: «Будете играть «Юнону», будете играть еще несколько лет». Не знаю, чем дело закончится.
≈ Сейчас у вас новая роль Эльмиры в спектакле «Тартюф»? По-моему, получился спектакль хоть и смешной, но страшный по смыслу.
≈ Вопрос, который задается этим спектаклем, мне кажется важным: насколько мы поддаемся, насколько можем противостоять злу, когда оно обретает вселенские масштабы? Когда остается единственный выход ≈ умереть. То есть, собственно говоря, что происходит с Эльмирой? Для нее ситуация Тартюфа ≈ ситуация выбора между жизнью и смертью.
≈ В спектакле сцена фальшивого соблазнения Эльмирой Тартюфа, чтобы вывести его на чистую воду, набирает другие неожиданные обороты. Кажется, он ею овладевает не понарошку? Какой ответ даете вы? Какой ответ ≈ режиссер? Наверное, шли разговоры об этом на репетиции?
≈ Было или не было у Тартюфа с Эльмирой ≈ а не все ли равно? А вдруг Тартюфа действительно пробивает чувство, и он влюблен в Эльмиру по-настоящему? Тартюф будоражит в ней ее природу, доселе скрытую для нее самой. В ней открывается сила женской, животной энергии. И не важен этот вопрос: изменила она физически Оргону или нет? На читке все веселились, а у меня слезы на глаза наворачивались, потому что эта пьеса Мольера ≈ история предательства. Был муж, который ее предал. Она всеми способами пыталась его сориентировать, объяснить. Он же в самый ответственный момент ее кидает и соглашается подглядывать за тем, как его жена будет соблазнять Тартюфа. А с другой стороны, Эльмира пошла в этот капкан, поэтому она не без греха. Это очень узнаваемая ситуация, что в нас во многих живет внутри и что в нас побеждает ≈ добро или зло. Всегда есть провокация к соблазну. Вопрос ≈ что мы выбираем. В конечном итоге у Эльмиры в финале остается в сердце большая боль, которая ее разрывает, оттого что все рушится. Вместе с тем у нее нет претензий ни к Оргону, ни к Тартюфу, поскольку она тоже создает эту ситуацию, доводит ее до предела. Ей очень жалко Оргона в конце. У нас Тартюф обладает недюжинной мощью. Он не такой, как в эфросовском спектакле ≈ серость, проникшая везде и удушившая все. В режиссерской трактовке Мирзоева играть Эльмиру как легкомысленную красавицу невозможно, она ≈ своего рода боец, бумажный солдатик┘
≈ Назрел вопрос о партнерах по сцене. Вы играете и с Дмитрием Певцовым, и с Александром Лазаревым-младшим, и с Александром Абдуловым. Кого больше любите? Знаю, сейчас ответите, что всех, но все-таки┘
≈ С Димой Певцовым у нас просто родственные отношения. Мы с ним в очень многих проектах были заняты: играли в «Мистификации», в сериале «Остановка по требованию», в мюзикле «Иствикские ведьмы», в «Юноне» и «Авось»┘ С Сашей Лазаревым у нас замечательные партнерские отношения, нам с ним удобно играть.
≈ С Дмитрием Певцовым, видимо, поэтому досужие обыватели вас поженили?
≈ Да, приходилось объяснять журналистам, что не надо путать сцену с жизнью. Вот ≈ жена, а вот ≈ коллега. Нас и с Алексеем Тихоновым поженили.
≈ Вы праздновали 30-летие в «Джем-кафе» около Мосфильмовской. Какой подарок запомнился?
≈ Мне подарил Эрнест Мацкявичус кашпо-лапоть со словами: «Золушка, найди своего принца». И, кажется, его пожелание оформилось.
≈ Вы участвовали в проекте Первого канала «Звезды на льду». Вы раньше катались на коньках или встали на лед впервые? Что было труднее всего: прыжки, поддержки, шаги?
≈ Я не умела кататься на коньках. В проект меня пригласил Илья Авербух. Начала учиться летом на катке. В пару мне определили Алексея Тихонова, но еще до встречи с ним Илья поставил весь танец, и когда Алексей приехал и мы с ним познакомились, то у нас уже первый танец был сделан. Теперь мне с партнером предстояло откатать программу. Конечно, понимаешь, находясь рядом с такими мастерами фигурного катания, что ты ≈ любитель. Они этому всю жизнь посвящают. И могу сказать, что кататься на коньках трудно. Трудно стоять и не падать, трудно хорошо и уверенно скользить по льду. Разогнаться на катке я могу, только потом не совсем понятно, что с этой скоростью делать. Конечно, если катаешься с партнером, то ≈ совсем другое дело. Неожиданно, когда мы разминались, Леша вывел меня в высокую поддержку на руках, я даже не поняла, что произошло. Мне исполнение этого элемента ничего не стоило. Все сделал партнер. В первом танце мне долго не давались твизлы, один за другим поворотики на одной ноге вокруг своей оси. Когда это надо сделать на месте ≈ не вопрос, а на скорости очень сложно┘ Я их долбила денно и нощно. Зато потом научилась. Могу похвастаться, с кем бы я ни оказывалась на тренировках в паре в ожидании своих партнеров, поскольку они предлагали размяться: с Ромой Костомаровым, Антоном Сихарулидзе, они делали мне комплименты, поскольку им было с кем сравнивать. И даже Леше говорили: «Твоя-то скользит!» Моя установка не обременять партнера, стараться делать все самой, поскольку мы театром так приучены, оказалась не совсем верной. Леша часто мне говорил: «Я понимаю, что ты «все сама», но ты обопрись!».
≈ Как вы оцениваете спортивную подготовку своих коллег?
≈ Высоко Марата Башарова, Игоря Бутмана. Они играли в хоккей, поэтому очень уверенно держатся на льду. Почти все мальчишки в детстве играли в хоккей, чего, правда, не скажешь о Саше Носике. А вот такие курицы, как я, не играли в хоккей. Оксана Пушкина находилась примерно в такой же форме, как я. А вот Маша Киселева была спортсменкой, что сразу же чувствовалось на льду. Я же все равно не профессиональная спортсменка. Лыжи бросила лет в 13–14 и с тех пор практически не каталась. Другое дело, что какая-то основа, какая-то база оказалась заложенной с детства. От природы дано ≈ могу скользить по льду. Поначалу было смешно, когда мы созванивались с Ингеборгой Дапкунайте или с Маратом Башаровым, обсуждали наше участие в проекте, обменивались впечатлениями о партнерах. Мне всегда говорили: «У тебя партнер самый интеллигентный», что чистая правда. Добавлю ≈ самый терпеливый. Поначалу, когда у меня не получалось, я доходила до того, что выражала эмоции неформальной лексикой. А Алексей Тихонов такой сдержанный, воспитанный, невозмутимый. Выругаешься, а потом переживаешь вдвойне: и из-за того, что не получается, и из-за того, что выругался перед интеллигентным человеком. И вот однажды, когда я в очередной раз сделала что-то не так, Леша все-таки чуть-чуть не сдержался и сделал замечание: «Не с той ноги пошла, дура┘ чка!». Я была на седьмом небе от счастья, потому что в других дуэтах, например, партнеры не стесняли себя в выражениях и просто выражали свои эмоции. Мне же, напротив, даже приходилось просить Лешу: «Ты не сдерживайся, говори, потому что для меня это не проблема, так проще будет». Вспоминаю об этом проекте с радостью. Это было красиво, интересно, здорово. Илье удалось скрыть наши недостатки и подчеркнуть достоинства. Понятно, что все равно мы не профессионалы в этом деле. Есть выражение «коровы на льду» ≈ вот мы такие и были. Я помню, как мы смеялись с Ингеборгой, что по окончании проекта мы станем более изящными коровами на льду.
≈ Вы получали гонорар за участие в проекте?
≈ По большому счету мы работали за пиар. Фигуристы, естественно, получали деньги. Может быть, у кого-то и были индивидуальные контракты, но у меня нет.
≈ А как Марк Анатольевич отреагировал? Отпустил?
≈ Дело не в том, что отпустил. Есть основное место работы, под которое ты подстраиваешься. Но вот сейчас Илья пригласил меня в свое шоу «Ледовая симфония», и, сколько позволит время, я с удовольствием буду в нем участвовать и поеду с ними в тур по городам России, в ближнее зарубежье.
Беседу вела Ольга Галахова
ИЛЬЯ АВЕРБУХ, чемпион мира по фигурному катанию и серебряный призер Олимпийских игр, художественный руководитель проекта «Звезды на льду»:
≈ С Аней мы очень быстро поняли, что говорим на одном языке. Она гибкий человек, но при этом в ней чувствуются сила, несгибаемость. Когда мы только начали работать, я видел, что Аня неуверенно стоит на коньках, и думал, что она не сможет дойти до конца проекта. Но, наблюдая, как она каждый день уперто приходит на тренировки, как она готова выкладываться, я увидел, что она сильный человек. Это действительно заслуживало уважения. Дальше, когда на первой съемке она стала кататься хуже, чем на тренировке, я ошибочно подумал, что у нее минус-старт. Но уже к четвертой-пятой съемке она стала это преодолевать, она научилась справляться и начала кататься лучше, чем на тренировках. На сцене я видел ее в спектакле «Королевские игры», и мне очень понравилось ее выступление. Но могу сказать, что в проекте она для меня раскрылась больше, чем на сцене.
ИГОРЬ ИВАНОВ, учитель русского и литературы, классный руководитель:
≈ Я был учителем Ани с четвертого по восьмой класс, но не особо помню ее на уроках, она много пропускала, потому что занималась музыкой и спортом. Но потом всегда нагоняла, поэтому никогда к ней претензий не было. Могу сказать, что в главном она осталась такой же, как и была тогда, ≈ открытой, искренней, настроенной доброжелательно ко всем. Хотя, с другой стороны, она всегда в школе держалась несколько особняком, сама по себе, независимая, потому что яркая. На школьной сцене Аня играла только в одном спектакле, ворону в «Снежной королеве», но я всегда воспринимал ее как будущую актрису, она себя так держала и подавала. Очень приятно, что до сих пор она помнит и про школу, и про своих учителей, приглашает на спектакли, звонит. Мы, в свою очередь, за нее болеем и гордимся ею.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ, артист театра «Ленком»:
≈ Аня ≈ моя партнерша. В горячо любимый мною спектакль «Королевские игры», где мы играем вместе, она ввелась очень достойно. Она профессионал, с ней легко и приятно работать. Более того, она чуткий и очень веселый человек. Сейчас своими коньками она просто всех покорила.
ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ, артист театра «Ленком»:
Анюта бесспорно талантливый человечек, какой-то очень теплый, приятный в общении. Обладает многими талантами. Умеет работать и терпеть ≈ качество редкое, особенно для актрис. Она ≈ мажорный человек, хотя ее жизнь, насколько мне известно, складывалась по-всякому. Однако в Аню не вселился цинизм, она не «обросла мозолями», грубой шерстью. Аня остается такой же замечательной, какой я знал ее десять лет назад. А на сцене Аня партнер, который умеет весело хулиганить.
Анна Большова может быть не только обворожительной,
но и эксцентричной.
Тартюф открывает
в Эльмире животную энергию.
Носить костюм –
особый талант актера.
И у Анны Большовой
он есть.
Анна Большова ценит возможность играть
на одной сцене с великой актрисой Инной Чуриковой.
Кончита стала
для Анны Большовой этапной ролью.