Мария Литвинова. В 1997 г. поступила в Московскую киношколу, в 1999-м ≈ в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (факультет театра кукол), в 2004-м ≈ во ВГИК
(факультет режиссуры анимации).
Вячеслав Игнатов. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (факультет театра кукол).
Достижения
Самостоятельные работы:
«Сказка, которая не была написана», театр «Практика»
«История Алосиса», Театр кукол им. С.Образцова
Теневые сцены:
«Шинель», режиссер В.Фокин. Театр «Современник»
«Мата Хари», режиссер Г.Стрелков. Театр «АпАрте»
«Капитал», режиссер Э.Бояков. Театр «Практика»
Они фантазеры. Они не стремятся к театральной революции, кичу, славе и прочим прелестям «жизни богемы». Им просто интересно сочинять. Сегодня такой стиль жизни и творчества можно
было бы назвать рыцарским. Да только и таких пафосных амбиций
у вышедших «из рукава» хорошо известного театра «Тень» Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова тоже нет. Им просто весело.
≈ Почему вы решили заниматься теневым театром?
М.Л. Все очень просто. Мы попали в театр «Тень».
В.И. Сначала мы учились в Питере на кукольном отделении. Теневого театра там не было совсем.
М.Л. И даже когда мы делали дипломный спектакль, педагоги посмотрели, сказали, что хорошо, но это не кукольный театр.
В.И. А мы сказали: «Как же так? Мы же изучали историю театра кукол!» В результате мы защищались с другим спектаклем.
М.Л. У нас была очень хороший педагог по истории театра кукол.
В.И. Анна Иванова.
М.Л. И она все время рассказывала про театр «Тень»...
В.И. Благодаря ей мы и узнали об этом театре...
М.Л. ...и наконец-то они приехали на гастроли в Питер.
В.И. ТАКОГО мы не видели никогда! Это был совершенно другой подход. У этого нет школы в России. Это настолько нас увлекло, что мы перевелись на заочное отделение и приехали работать в театр «Тень».
≈ Вы можете назвать себя учениками Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума?
М.Л. Да, конечно. Но Илья и Майя никогда специально нас не учили.
В.И. Они говорили: «Если хотите чему-то научиться, сидите и смотрите. Если что-то непонятно ≈ спрашивайте». Первый урок, который преподали нам Майя с Ильей, был следующий: «Вы пришли в этот театр для того, чтобы как можно быстрее отсюда уйти. Вы научитесь, и ваша задача создать что-то свое».
≈ Можно сказать, что вы экспериментируете?
М.Л. Есть традиционный театр теней с натянутым экраном, к которому прижимаются куклы и возникает плоская картинка. Тот театр, которым занимаются Майя с Ильей, ≈ это объемный театр, и он не изучен, не исследован, поэтому пространство для поиска безгранично. Крутишь лампочку так-сяк, а потом раз ≈ получилось что-то интересное.
В.И. Мы стали заниматься теневым театром еще и потому, что если с кукольным все уже понятно, то с объемным театром теней еще мало чего найдено. Он же начался только в ХХ веке.
≈ А к кукольному театру вы как относитесь?
М.Л. Если говорить про Россию, то, на мой взгляд, состояние печальное. У нас почему-то бытует такое мнение: «Дети все съедят». Побегал зайчик, побегала мышка ≈ и все. Или демонстрация красивых кукол.
В.И. Нам кажется, что кукольный театр ≈ это прежде всего театр формы.
М.Л. Да, визуальный театр.
В.И. А в российском кукольном театре получается как: берем пьесу и ее разыгрываем.
М.Л. Получается такой драматический театр в миниатюре. Нас учили тому, чтобы кукла была похожа на человека, чтобы все было оправданно и т.д.
≈ Вам интересен визуальный драматический театр?
М.Л. Нам очень интересно то, что делает Дмитрий Крымов. Это театр художника, театр формы.
В.И. Мы считаем, что сначала нужно придумать форму и уже под эту форму искать содержание. Мы считаем, что пьеса ≈ это всего лишь повод для постановки.
≈ У вас кумиры есть?
М.Л. Кроме Майи с Ильей? (Смеются.) Нам нравятся спектакли Филиппа Жанти.
≈ А в кино?
В.И. Питер Гринуэй, Ян Шванкмайер, Тим Бартон.
≈ Будущее за визуальным театром?
В.И. Нам кажется, что да. Если первоначальна драматургия, то у тебя есть все шансы повториться. А если для тебя первична форма, то повториться у тебя почти нет возможности.
М.Л. Сейчас сжимается время, и спектакли должны соответствовать новому ритму. Внимание зрителей постоянно нужно «цеплять».