0
3984
Газета Культура Интернет-версия

19.01.2000 00:00:00

Поэт, вернувший песню

Тэги: Исаковский, поэт


Михаил Исаковский. 1955 год.

ПОЭТИЧЕСКОЕ наследие Михаила Исаковского в своем объеме весьма скромно - за те полвека, что он занимался литературой (а началом своей литературной деятельности сам он считал 1924 год), им написано всего около двух с половиной сотен стихотворений. И диапазон его поэтического голоса вроде бы невелик: формально поэтика Исаковского вписывается, с одной стороны, в традиции народного песенного, то есть устного, творчества, а с другой - продолжает восходящую к этим традициям линию в литературе (Кольцов, Некрасов, Никитин, Орешин), но и в русле этих традиций Исаковский далек от того, чтобы охватить всю их ширину или достать до архаических глубин... И тем не менее этого с лихвой хватило для того, чтобы стать - и совершенно по праву - одной из самых ярких, можно даже сказать, феноменальных фигур в истории советской поэзии...

Еще любопытный факт: с 1927 года, когда был издан сборник стихов "Провода в соломе", до 1949 - то есть за более чем двадцать лет - у Исаковского не выходит ни одной новой поэтической книги. И совсем не потому, что новых стихов нет: именно в это время создается большая часть его стихотворений, а сам он становится наиболее признанным в глазах литературной критики тех лет "поэтом новой деревни" (не говоря уже о двух Сталинских премиях 1-й степени - 1942 и 1948 годов). Вот тут-то и есть главная загадка этого феномена Исаковского: не только критика, не только власть - главное, что и сама деревня (новая она или не очень - не важно), и село, и город действительно по-настоящему признали Исаковского, даже и не всегда зная, может быть, его имя. Другой поэт, Николай Старшинов потом писал:

"Соседи наши привезли из Москвы патефон, а с ним самые новые пластинки. И вот по вечерам зазвучало:

Вдоль деревни от избы и до избы
Зашагали торопливые столбы...
Загудели, заиграли провода.
Мы такого не видали никогда.
Нам такое не встречалось
и во сне,
Чтобы солнце загоралось
на сосне... <(...)>

Половина села мгновенно сбежалась на звуки этих песен. А уже через несколько дней все село распевало их, так естественно вошли они в репертуар деревенских запевал..."

Здесь действительно много любопытного. И то, что "поэт новой деревни" приходит в эту самую деревню, мало того, что с "электрической" частушкой, еще и в совершенно новой и даже, говоря сегодняшним языком, авангардной форме - на патефонной пластинке, но при этом свободно и естественно перекочевывает "в репертуар", да так, будто всегда там и был. И то, что стихи Исаковского, воспринимаемые совершенно неотрывно от музыки, тем не менее "текстами" песен не назовешь, они полноценно осуществляются именно как стихи, как литература, - две традиции: устная, песенная, и литературная, письменная, оказываются у него (в такой степени едва ли не только у него) в ситуации, так сказать, "равноденствия"... И то, наконец, что в этой равновесно-двучастной поэтике Исаковского, может быть, завершился некий цикл в отношениях "народной стихии" и литературы: если уже названные предшественники Исаковского народную традицию вводили в литературу, создавая тем самым традицию новую, именно литературную, то с Исаковским получилось прямо наоборот: эту созданную и развитую предшественниками литературную традицию он отпустил гулять обратно, создав из нее теперь уже новую (в отличие, например, от некрасовских "Коробейников") народную песню, освоившуюся и с реалиями, и с интонациями, которых до того в ней не было...

Ой, ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Можно, конечно, возразить, что многие стихи, скажем, Есенина тоже стали песнями, но все же ситуация здесь принципиально иная. Есенин - "всенародно любимый" поэт, его могут любить даже те, кто поэзию вообще не любит. На каждом слове стоит клеймо его личности и судьбы, и когда поют, например: "Ты жива еще, моя старушка?" - поют именно Есенина. О Михаиле Исаковском всего этого не скажешь. Поют и любят "Катюшу", "Ой, цветет калина", "Снова замерло все до рассвета", "Огонек", не всегда и вспоминая, что это - Исаковский...

Песня, даже если она совершенно новая как жанр, все же, довольно узка и вряд ли неисчерпаема, во всяком случае, для одного поэта...

Сразу после Великой Отечественной войны Исаковский начинает работу над "Сказкой о правде" - поэмой о хождениях русского мужика Савелия по свету в поисках правды и счастья и о том, что настоящая Правда, которую он в конце концов находит, не красива, а "сурова, горька", - потому и забыта всеми. Но в 1946 году, когда "Сказка" была уже закончена, разносу подверглось его (тоже достаточно суровое и горькое) стихотворение "Враги сожгли родную хату..." - и публиковать "Сказку" Исаковский не решился (опубликована через четырнадцать лет после смерти поэта в журнале "Знамя" # 10,1987). С начала 50-х годов Исаковский пишет все меньше и меньше стихов. Но все больше в них горечи и печали.

Не таланты, не гении, -
Жаждут все же блеснуть,
Чтоб травою забвения
Не покрылся их путь;
Чтоб хоть малость упрочиться,
Хоть на несколько б лет...
Всем бессмертия хочется,
А бессмертия - нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1202
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1031
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1323
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
1736

Другие новости