Танец с саблями. Дебютант года Андрей Звягинцев.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Все-таки наши, российские премии (про все сказать трудно, но киношные - точно) заметно отличаются от всех остальных отсутствием логики.
Позавчера вечером в Доме кино кинокритика вручала свою национальную кинопремию - "Золотого Овна". Для автора этих строк навсегда останется загадкой, из чего складывается лучший фильм, если все остальные номинации достались конкурентам. Вот, например, главного "Овна" - за лучший фильм - получило "Возвращение" Андрея Звягинцева, оставив позади "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова, "Старух" Геннадия Сидорова и "Бумер" Петра Буслова. При этом лучшим режиссером оказывается не Звягинцев, а Абдрашитов, лучшим сценаристом - Александр Миндадзе, лучшие актеры снялись в других картинах - Виктор Сухоруков в "Бедном, бедном Павле" и Мария Звонарева в "Трио". Заметим, что остальные крупные премии вроде "Оскара", "Сезара", "Золотого глобуса" или на худой конец премии Европейской киноакадемии худо-бедно стараются идти в ногу с самими собой, лишая, разумеется, наблюдателей радости непредсказуемых решений. Например, как правило, если имярек признан лучшим режиссером, то на 99 процентов следует ожидать, что именно его фильм станет главным призером. Но как у нас, конечно, веселее.
Впрочем, несколько странное решение в выборе победителей объяснимо. Еще год-два назад подобные превратности российской премии можно было объяснить убогостью кинопроцесса и, как следствие, сумбурностью в мозгах тех, кому выбирать. Когда выбирать практически не из чего, как и было все последние годы, начинаются неожиданности. Еще больше неожиданностей подстерегает, когда привыкаешь к тому, что выбирать не из чего. Этот год преподнес нам несколько действительно стоящих фильмов - "Возвращение", "Трио", "Старухи", "Магнитные бури", "Бумер". Долгое чесание в затылке и желание не обойти никого из достойных вызвало законную путаницу.
Но все же это чертовски приятная тенденция - рождение на российском кинонебосклоне настоящей конкуренции. "Золотой Овен" первым эту тенденцию обнаружил и преподнес публике. (Также радует собственная "продвинутость". За лучшую музыку к фильму дали Сергею Шнурову - он же Шнур - за саундтрек к "Бумеру".)
Правда, один неприятный момент все же был. Директор студии, где снимался "Последний поезд" Алексея Германа-младшего (показанный, кстати, в Венеции), прислал в Гильдию киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов письмо, в котором просил снять "Последний поезд" с голосования (фильму светил "Золотой Овен" как лучшему дебюту). Директор пояснил, что фильм видело слишком мало народу, что специального показа для прессы не было и голосование, таким образом, не будет справедливым. Создатели "Последнего поезда" надеялись на то, что за предстоящий год фильм раскрутят, и тогда уж "Золотой овен" как минимум будет ему обеспечен. Стандартный пиаровский ход, причем не очень удачный - фильм все равно не раскрутят, поскольку это вариант сугубо фестивальный, не кассовый, и на будущий год он не получил бы ничего. Долго заседало экспертное жюри и запротоколировало решение: быть Герману в "Овне"! И отказались вычеркивать Германа-младшего из списка номинантов. Зря. Уважающая себя премия за уши никого не тянет. Просьбы такого рода должны удовлетворяться мгновенно, несмотря ни на какие положения, ни на какие нормы. В результате Герман добился, чего хотел. Вся кинокритика публично призналась ему в любви. Не Бог весть как мудро. С обеих сторон.
А лучшим дебютантом признали того же Звягинцева.