0
3698
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

В новый дом с чужой кошкой

Тэги: нпз, баку, нефть


нпз, баку, нефть К 2018 году добыча нефти на старых месторождениях ГНКАР и оншорных ОК и СП может снизиться до 6,5–7 млн. т в год.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

К 2018 году Азербайджан планирует, закрыв свои старые нефтеперерабатывающие мощности в Баку и нефтехимические в Сумгаите, открыть в районе поселка Сангачалы НПЗ мощностью до 15 млн. т нефти в год и новый нефтехимический комплекс. Создание НПЗ мощностью 10 млн. т нефти в год Азербайджан начал в 2008 году и в Турции близ Джейхана, на котором планируется перерабатывать нефть республики, а в перспективе нефть Ирака.

НПЗ Баку демонтируют

По заявлению президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнага Абдуллаева, в течение 10 ближайших лет два НПЗ республики, входящие в систему ГНКАР, должны быть остановлены и демонтированы. А произойдет это после того, как в районе Сангачалов будет завершено строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса.

Формальных причин для ликвидации НПЗ в столичном Баку две. Во-первых, ухудшение городской экологии. Во-вторых, срок эксплуатации основного технологического оборудования действующих НПЗ Баку к 2018 году заметно превысит критический рубеж. Кроме того, перерабатывать на старых НПЗ Баку высококачественную нефть Каспия и получать в результате неконкурентоспособные на европейском рынке нефтепродукты – в общем-то экономический нонсенс, о котором не раз заявлял министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев.

Перспективы НПЗ

Действительно, рост добычи жидких углеводородов в Азербайджане (в 2006 году – 32,3 млн. т, в 2007 году – 42,6 млн. т, прогноз на 2008 год – 52,5 млн. т) не оказал принципиального влияния на загрузку мощностей Бакинского НПЗ им. Г.Алиева и НПЗ Azneftyagh. Имея относительно «новые» ЭЛОУ-АВТ на суммарные 18 млн. т нефти в год, БНПЗ (глубина переработки не превышает 65%) и НПЗ Azneftyagh (глубина переработки – 62%) смогли переработать в 2007 году лишь 7,5 млн. т нефти, произведя при этом 7,1 млн. т нефтепродуктов.

В дальнейшем ситуация с поставками на НПЗ Азербайджана исходного нефтяного сырья республики вряд ли изменится, так как вся нефть, добываемая в рамках международного проекта Азери–Чираг–Гюнешли (в 2009 году проект АЧГ должен выйти на проектный максимум в 1 млн. баррелей нефти в сутки), экспортируется. Экспортируется также газоконденсат, добываемый в рамках Стадии 1 проекта Шах-Дениз (в 2007 году – 0,8 млн. т, прогноз на 2008 год – 1,9 млн. т, в 2009 году должен быть достигнут проектный максимум добычи в 2 млн. т в год). Таким образом, на НПЗ Азербайджана может поставляться лишь нефть, добываемая самой ГНКАР, оншорными операционными компаниями (ОК) и совместными предприятиями (СП). В 2007 году ГНКАР, оншорные ОК и СП добыли 8,8 млн. т жидких углеводородов, прогноз на 2008 год – 8,7 млн. т, из которых на НПЗ планируется отправить 7,6 млн. т. Однако на старых месторождениях ГНКАР и оншорных ОК и СП наблюдается стабильное падение добычи. В результате к 2018 году добыча нефти в этих структурах может снизиться до 6,5–7 млн. т в год. Как следствие, производство нефтепродуктов на НПЗ Баку к 2018 году даже в идеале, то есть при нулевом экспорте нефти ГНКАР, оншорных ОК и СП, вряд ли выйдет за объемы 6,5 млн. т в год.

Что касается качественных показателей выпускаемых в Азербайджане нефтепродуктов, то, как заявил «НГ-энергии» глава Минпромэнерго Н.Алиев, европейским стандартам отвечает пока лишь дизельное топливо республики. Хотя Государственная программа развития энергетического сектора Азербайджана предусматривает доведение к 2015 году выпускаемой на НПЗ Баку продукции до европейских стандартов.

Пока же, при всех технологических и сырьевых проблемах, старые НПЗ Азербайджана удовлетворяют все основные потребности топливного рынка республики. (Исключение составляют лишь моторные масла: около 30% внутреннего потребления масел – свыше 10 тыс. т в год – республика обеспечивает за счет импорта.) Так, в 2007 году в Азербайджане было произведено 7,1 млн. т нефтепродуктов (на 7,3% больше, чем в 2006 году). В том числе 2,85 млн. т мазута, 2,1 млн. т дизельного топлива, 1,13 млн. т автомобильного бензина, 793 тыс. т керосина, 183 тыс. т нефтяного битума.

При этом на внутреннем рынке были востребованы 4,1 млн. т нефтепродуктов (57% от объема производства), или на 1,8% меньше, чем в 2006 году. В частности, в самой республике были реализованы 1,89 млн. т мазута, 714 тыс. т дизельного топлива, 775 тыс. т автомобильного бензина, 467 тыс. т авиационного керосина, 160 тыс. т нефтяного битума, 25,6 тыс. т смазочных масел. Экспортировал же Азербайджан в 2007 году 2,89 млн. т нефтепродуктов (на 1,2% меньше, чем в 2006 году) на сумму почти в 1,67 млрд. долл. В результате на 31 декабря 2007 года на НПЗ Азербайджана остались 215 тыс. т нереализованных нефтепродуктов (3% от объема годового производства).

На горизонте – светлое будущее?

Таким образом, судьба старых НПЗ Баку предрешена: из их оборудования ГНКАР выжмет в ближайшие годы все, что можно – «до последней капли бензина». После чего старые НПЗ Баку будут демонтированы.

В новейший же период истории нефтепереработки Азербайджана ГНКАР намерена вписать две славные страницы.

Во-первых, построить НПЗ близ турецкого Джейхана, на котором планируется перерабатывать нефть проекта АЧГ, поступающую в Турцию по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (проектная мощность БТД – 50 млн. т нефти в год). Начать реализацию этого проекта стоимостью в 4 млрд. долл. совместная SOCAR & Turcas Enerji A.S., учрежденная в декабре 2006 года ГНКАР и турецкой компанией Turcas, планирует в конце 2008 года. На НПЗ в Джейхане планируется перерабатывать до 15 млн. т нефти в год. Полученные же в Джейхане из нефти АЧГ бензин, керосин, дизтопливо и другие конкурентоспособные нефтепродукты будут реализовываться в Турции и странах Европы. Другими словами, НПЗ в Джейхане решит сразу несколько проблем старых НПЗ Баку: на нем будет установлено современное оборудование, оно будет на 100% загружено сырьем, а полученная продукция будет отвечать европейским стандартам. Кроме того, «транспортное плечо» до Европы (считая от Баку) будет сокращено почти на 1800 км.

Во-вторых, к 2018 году ГНКАР намерена построить к югу от Баку близ Сангачалов современный НПЗ, отвечающий, как заявил Р.Абдуллаев, «международным стандартам и высокому экологическому уровню». Это потребует еще около 4 млрд. долл. и 15 млн. т нефти в год. Однако у этого проекта есть одна существенная деталь: оборудование нового НПЗ будет ориентировано на переработку не легкой нефти марки Azeri Light, добываемой на АЧГ, а тяжелой сернистой нефти Казахстана.

Ориентация грядущего НПЗ Азербайджана на нефть Казахстана, в общем-то, логична. Дело в том, что к 2018 году добыча нефти на АЧГ снизится до 35–40 млн. т в год. Добыча нефти на старых месторождениях ГНКАР, оншорных ОК и СП также упадет до 6,5–7 млн. т в год. Правда, еще до 4 млн. т газоконденсата в год планируется добывать в рамках Стадий 1 и 2 проекта Шах-Дениз. Таким образом, к 2018 году объемы добычи жидких углеводородов составят в Азербайджане 45–50 млн. т в год, которых не хватит даже для заполнения экспортных труб БТД и Баку–Супсы (в сумме – 56,5 млн. т нефти в год). Кроме того, рядом с новым НПЗ близ Сангачалов ГНКАР планирует построить еще и новый нефтехимический комплекс, одним из источников сырья для которого должна стать сера, полученная в результате переработки в Азербайджане нефти Казахстана. Вместе с турецким нефтехимическим комплексом Petkim, 51% акций которого в конце 2007 года приобрел за 2,04 млрд. долл. альянс Socar-Turcas-Injaz, нефтехимический комплекс близ Сангачалов должен заменить нефтяную химию Сумгаита – технологически старую, неконкурентоспособную и просто очень опасную для окружающей среды.

В контексте этих сангачальских проектов (НПЗ и нефтехимический комплекс) следует также рассматривать железнодорожный проект Баку–Тбилиси–Карс. Первые эшелоны по этому маршруту, ориентированному на перевозку до 10 млн. т грузов в год, должны пройти уже в конце 2011 года, и в ГНКАР не скрывают, что собираются экспортировать по этой магистрали в Турцию и Европу свои нефтепродукты, а после 2018 года и продукцию обновленной нефтехимической промышленности Азербайджана.

Для реализации этих масштабных планов у Азербайджана есть и средства, и исходное сырье, и танкеры, способные доставлять нефть Казахстана в Сангачалы (40 нефтеналивных судов, способных перевозить свыше 20 млн. т нефти в год). Для их приемки в тех же Сангачалах уже строится терминал, который в 2009 году сможет обеспечить перевалку 5 млн. т нефти в год. А в перспективе, если Баку и Астана подпишут соответствующие договоры, и до 50 млн. т нефти в год.

Ну а поскольку к 2025 году добыча нефти на АЧГ упадет, по прогнозам британской ВР, до 5 млн. т в год, которых явно не хватит даже для НПЗ ГНКАР в Джейхане, дефицит сырья этому предприятию Азербайджана после 2020 года должна будет заменить нефть Ирака.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1517
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3902
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2169
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2444

Другие новости