0
528
Газета Факты и комментарии Печатная версия

16.09.2025 16:34:00

Греческое православие становится многополярным

Череда локальных кризисов закрепила тенденцию к дезинтеграции

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: греция, кипр, турция, египет, синай, православие, церковь, патриарх варфоломей, патриарх феофил, константинопольский патриархат, иерусалимская церковь, московский патриархат


греция, кипр, турция, египет, синай, православие, церковь, патриарх варфоломей, патриарх феофил, константинопольский патриархат, иерусалимская церковь, московский патриархат Дональд Трамп принял в Белом доме патриарха Варфоломея (четвертый справа) и делегацию американской епархии Константинопольской церкви. Фото с сайта www.goarch.org

Патриарх Вселенский (Константинопольский) Варфоломей вечером 15 сентября получил аудиенцию у Дональда Трампа. Религиозный лидер прибыл в США накануне и пробудет там 12 дней. Патриарх и американский президент пообщались полчаса, но подробностей разговора официальные источники не приводят.

Это была первая встреча Варфоломея и Трампа. Константинополь всегда считался союзником демократов. В течение первого срока Трампа (2017–2021) связи Белого дома с этой конфессией ограничивались американской епархией: архиепископы Димитрий Тракателлис и Элпидофор Ламбриниадис присутствовали на ежегодных приемах 25 марта.

Предвыборные усилия Элпидофора осенью 2024 года по представлению Трампа едва ли не «равноапостольным императором Константином» радикально не изменили ситуацию. Ожидается, что Варфоломей получит Темплтоновскую премию, однако не обернется ли церемония вручения «почетными проводами на пенсию»?

Негативный фон усиливают протесты против визита Варфоломея со стороны греческой православной общины, консервативно настроенной и годами критикующей Константинополь за продвижение «глобалистской идеологии». «Почему мы должны поддерживать патриарха, который подрывает веру? Зачем посещать его постановочные мероприятия? Зачем вообще его сюда везти?» – писало накануне cетевое издание Hellenoscope, которое ведут американские греки.

Православие греческой традиции в целом переживает полосу разделений и турбулентности. Позиции Константинополя заметно ослабли. 

На фоне преследований Украинской православной церкви (УПЦ) в среде греческого духовенства по всему миру нарастает критика в адрес Варфоломея. 1 июня в городе Пирей прошла богословская конференция, посвященная украинскому вопросу. Участники призывали Варфоломея отозвать томос, выданный Православной церкви Украины (ПЦУ). 

Греческая церковная пресса, в частности, портал Orthodox Times, в течение лета неоднократно размещала критические материалы о ПЦУ и роли Варфоломея в церковном конфликте на Украине. Известный теолог протопресвитер Анастасий Гоцопулос заявил, что проект ПЦУ провалился, и призвал все греческие церкви поддержать УПЦ.

Минувшим летом по репутации Варфоломея заметно ударила серия скандалов на периферии греческого мира, в частности, в Кипрской церкви и на Крите. Снятие с кафедры митрополита Пафосского Тихика Вриониса вызвало протесты и показало, что проконстантинопольская партия на Кипре уступает позиции партии промосковской. Греческий канонист протопресвитер Лампрос Фотопулос заявил, что участие Варфоломея в интригах на Кипре грозит «дальнейшей маргинализацией Вселенского патриархата». 

В октябре Тихик приглашен на Фанар (район в Стамбуле, где расположена резиденция Константинопольского патриарха), и не исключено, что Варфоломей восстановит его в должности. Но проблему противостояния кипрского консервативного духовенства власти архиепископа-фанариота Георгия III это едва ли снимет.

Вслед за Кипрской «восстала» и Критская церковь, которой Варфоломей, как выяснилось, пытался в прямом смысле навязать, в обход канонических правил, собственного кандидата в епископы, к тому же связанного с местной мафией. Духовенство и верующие видели основным кандидатом на Кидонскую и Апокорнскую кафедру митрополита Киссамского Амфилохия Андроникакиса.

Однако Варфоломей выступил против, а мафиози попытались продвинуть вместо него кандидатуру архимандрита Мельхиседека Амбеликакиса. В результате глава Критской церкви архиепископ Евгений Антонопулос выступил с протестом против произвола Фанара: «Мы не можем допустить, чтобы в дела нашей церкви, имеющей самоуправляемый статус, происходили подобные вмешательства извне».

Тем временем на первый план в греческом православии выдвигается патриарх Иерусалимский Феофил III. Феофил обходит Варфоломея даже на его собственной территории – в Турции. 13 сентября Иерусалимский патриарх был принят в Стамбуле президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Варфоломей на встрече отсутствовал. Аудиенция была наполнена символикой: патриарх вручил Эрдогану копию «Договора Умара» в красивой рамке. 

Это исторический документ VII века, гарантирующий защиту христианам Иерусалима после его завоевания войсками халифа Умара ибн аль-Хаттаба (хотя есть исследователи, полагающие, что документ представляет собой подделку более поздней эпохи). Тем самым Феофил признал роль Эрдогана как защитника не только мусульман, но и христиан, и символически ввел Турцию в круг государств, охраняющих христианские святыни Иерусалима.

Также сентябрь был отмечен победой Феофила в синайском противостоянии. В кризисе вокруг монастыря Святой Екатерины на Синае в Египте иерусалимская партия монахов переиграла фанариотскую. 90-летний настоятель монастыря архиепископ Дамиан Самардзис уступил своей восставшей братии, покинул обитель, которую возглавлял более полувека, и в сопровождении прибывших специально за ним греческих чиновников отбыл спецрейсом в Афины. 12 сентября он объявил о своей отставке. 14 сентября Синайское братство избрало нового настоятеля, им стал архимандрит Симеон Пападопулос. До сего момента он управлял подворьем Синайского монастыря в Алепохори (Греция). Как сообщает греческая радиостанция Parapolitika, Симеон был избран единогласно: за его кандидатуру проголосовали 19 из 20 присутствовавших членов братства (за исключением самого архимандрита, который, согласно традиции, не мог голосовать сам за себя). По данным журналистов, участие в голосовании приняли как сторонники, так и противники низложенного архиепископа Дамиана. И те, и другие восприниняли фигуру архимандрита Симеона как компромиссную: «Обе стороны в конечном итоге сошлись вокруг кандидатуры архимандрита Симеона Пападопулоса и не подвергают сомнению результаты голосования».

Теперь заявление братства об избрании настоятеля будет передано в Иерусалимский патриархат, после чего состоится архиерейская хиротония Симеона и его официальное введение в должность. Важный вопрос: как воспримут нового настоятеля власти Египта, удастся ли ему получить египетское гражданство. От этого напрямую зависит будущее монастыря.

С августа мир наблюдал за «разборками» между членами Синайского братства. Самардзис несколько дней провел в настоящей осаде: он закрылся в монастыре, отказываясь впускать монахов-бунтовщиков. Дамиан обнародовал заявление, что его жизнь в опасности, и попросил власти передать ему лекарства и продукты. У стен монастыря дежурила полиция. Монахи, выступившие против архиепископа, в свою очередь, составили «меморандум», в котором привели список своих обвинений в адрес настоятеля. Среди них – длительные отлучки, сожительство с женщиной, предположительно причастной к делам монастыря, проблемы с финансовым управлением.

Промежуточные итоги синайского кризиса таковы: каноническая власть патриарха Иерусалимского Феофила III над Синаем восстановлена, многолетнему вмешательству патриарха Варфоломея в дела Иерусалимской церкви положен конец, а вопрос о независимости Синайской церкви, за которую столько лет при поддержке Фанара боролся Дамиан, на обозримую перспективу закрыт.

Впрочем, успокоения греческому миру это не гарантирует. Ясно, что тактическую победу одержал Иерусалим, но вопрос, сможет ли он конвертировать ее в стратегическое преимущество. Самардзис был единственным членом Синайского братства с египетским гражданством. Он пользовался очевидной поддержкой как официального Каира, так и властей Греции. Переговоры между египетской и греческой сторонами в июне–августе так или иначе вращались вокруг фигуры Дамиана. Когда в конце июля процесс сдвинулся с мертвой точки, сам Дамиан от души благодарил греческих парламентариев: «Сегодня творится история, ваши имена будут вписаны золотыми буквами в ее книгу!»

На данном этапе Египет выглядит проигравшей стороной, и едва ли он поддержит нового настоятеля. Поэтому вероятность национализации Синайского монастыря, о которой говорилось начиная с мая, теперь возрастает. Как признал в своем прощальном письме архиепископ Дамиан, в будущее православного Синая он смотрит с тревогой: «Самая большая проблема – это судебный арест и конфискация имущества нашего монастыря, которые только начинаются, – они угрожают его существованию и исторической преемственности». Самое главное, что публично обозначил Дамиан: «Наш монастырь юридически не существует в Египте». Он также напомнил, что «новый архиепископ должен быть признан властями и получить египетское гражданство, а монахи – получить долгосрочный вид на жительство вместо годового».

Главное, что показал синайский кризис, – единства нет не только в православном мире, но даже внутри такого его некогда сплоченного сегмента, как греческий. Православие греческой традиции явно переживает непростые времена. Примечательно, что архиепископ Дамиан на прощание описал свое видение расстановки фигур на «шахматной доске». Он четко обозначил своих союзников: греческое государство, Вселенский и Александрийский патриархаты, Кипрская и Элладская церкви, а также врагов: патриарха Иерусалимского и Русскую церковь.

Осуждая патриарха Феофила, поддержавшего монахов-бунтовщиков, Дамиан напомнил, что «не приглашал его вмешиваться в дела монастыря», и осуждает его «империалистическую политику в отношении святого Синайского монастыря, направленную на низведение его до уровня простого монастыря, подчиняющегося Иерусалимскому патриарху». Феофил III выступал против автономии Синайской церкви и считал архиепископа Дамиана своим подчиненным. Самардзис допустил серию личных выпадов – в частности, обвинил Феофила в «мелочности» в период похорон его предшественника патриарха Иринея: «В Синайском монастыре нет традиции устраивать перевороты, низлагать патриархов и заключать их во внутренние тюрьмы, чтобы сломить их духовно, душевно и физически. Монастырь никогда не проявил бы той мелочности, которую проявил патриарх Иерусалимский Феофил, когда настал неизбежный час упокоения его предшественника Иринея. Кто может забыть, что единственными, кто тогда заботился о достоинстве усопшего, были греческое правительство и Элладская церковь? Без них покойный патриарх до сих пор не был бы погребен, поскольку иерусалимский патриарх запретил его погребение где-либо в пределах своей юрисдикции».

Русская перковь, по мнению Дамиана, «виновата» не только в синайском конфликте, но и во всех бедах мирового православия. «За эту атмосферу раздора и разделения в православном мире ответственность несет исключительно Московский патриархат, но последствия затрагивают все православие. Неслучайно, что первыми, кто воспользовался внутренним расколом в Синайском братстве, были организации, сети, партии и отдельные лица, связанные с попытками России разрушить православие, продвигая взгляды, противоречащие православному богословию и морали», – заявил экс-настоятель.

Патриарх Феофил проявил выдержку и не стал отвечать на оскорбления. В официальном сообщении он отметил, что письмо Дамиана явно «не принадлежит перу отставленного настоятеля», и заявил, что не будет вводить прещений в отношении старца: по словам Феофила, текст «решено не принимать во внимание, чтобы временно избежать соответствующих канонических взысканий». Дамиан, по словам патриарха, стал жертвой интриг: он «внедрил в монастырь подозрительных лиц, которые действовали насильственно и изгнали почтенных членов Синайского братства, в результате чего святой монастырь был закрыт в течение длительного периода времени, что вызвало серьезнейшую обеспокоенность за его святыни и исторические ценности его архива».

РПЦ обвинения Дамиана официально не комментировала. В целом же синайский кризис выглядит скорее частью большой внутригреческой церковной драмы, которой украинский вопрос и разлад в отношениях Москвы и Фанара просто придал ускорение. Помимо Синая, в греческом православии сформировались такие «горячие точки», как Святая гора Афон и Катар (за канонические права на эту ближневосточную страну спорят Иерусалимский и Антиохийский патриархаты). Сегодня к ним добавились Кипр, Крит, США, а также маленькая Албанская церковь. Во всех этих частях греческого мира есть свое движение за независимость от Фанара разной степени выраженности. И каждая попытка грубого вмешательства патриарха Варфоломея во внутренние дела этих церквей ускоряет распад фанариотской партии. То, что забуксовал проект ПЦУ, созданной Константинополем в противовес УПЦ, просто усилило этот процесс.

Иерусалимская церковь и до событий в Киеве была критически настроена по отношению к экуменической деятельности Варфоломея. Корни синайского вопроса – в 1980-х годах. Тогда патриарх Варфоломей и нынешний патриарх Московский Кирилл – тогда митрополит Смоленский и Калининградский – стояли по одну сторону баррикад и бок о бок трудились в мировом экуменическом движении. В то же время тогдашний патриарх Иерусалимский Диодор в 1989 году заявил, что его церковь выходит из всех экуменических проектов и прекращает диалог с инославными. Именно это событие дало толчок синайскому сепаратизму: в 1993 году патриарх Варфоломей собрал в Стамбуле собор, осудивший Диодора, и прекратил его поминовение за богослужением, а его «прокси» на Синае, Дамиан Самардзис, поддержал Фанар.

В дальнейшем именно через Дамиана Варфоломей «раскачивал» ситуацию в Иерусалимском патриархате. С прямым давлением Константинополя в Иерусалиме связывали и скандальное низложение с последующим лишением сана патриарха Иринея в 2005 году. Поэтому надо понимать, что после 2018 года Иерусалим, уставший от давления фанариотов, не столько дрейфовал в сторону Москвы, сколько дистанцировался от Константинополя.

Особенность положения Феофила III в том, что он изначально был в позиции независимого церковного лидера. Само его избрание на патриарший престол в 2005 году было результатом компромисса в иерусалимском Синоде и синхронного самоотвода обоих ключевых кандидатов – промосковского и провашингтонского, соответственно митрополита Тимофея Маргаритиса и архиепископа Аристарха Перистериса. Поэтому на фоне украинского кризиса «акции» Феофила как иерарха, равноудаленного от обеих сторон конфликта, и самостоятельной фигуры в православной политике резко возросли. В отличие от Александрийской, Элладской и Кипрской церквей Иерусалимская не признала ПЦУ, а в 2024 году патриарх Феофил даже обращался в Верховную раду Украины с просьбой отменить позорный «антицерковный» закон, направленный против УПЦ. Именно Феофил III в 2020 году инициировал межправославное совещание в Аммане, посвященное событиям на Украине, в котором приняли участие представители шести церквей: Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской, а также Чешских земель и Словакии. Возмущенный Варфоломей в письме от 25 февраля 2020 года обвинил Феофила в «пренебрежении церковными канонами» и назвал встречу «семейным собранием», однако эти громкие заявления обернулись сотрясанием воздуха.

События на Синае лишь закрепили ранее намеченную тенденцию: православная политика больше не укладывается в простую матрицу, расчерченную противостоянием Москва–Константинополь. Можно сказать, что от «биполярного расстройства» мировое православие переходит в состояние «многополярного».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


От польского гнета – к большевистским запретам

От польского гнета – к большевистским запретам

Михаил Стрелец

Отношение советских властей к религии в Западной Беларуси в 1939–1941 годах

0
441
Крестный ход всея Москвы

Крестный ход всея Москвы

Андрей Мельников

Милена Фаустова

Почему религиозное шествие сравнивают с «Русским маршем»

0
559
Противники Эрдогана решили искать правду на улице

Противники Эрдогана решили искать правду на улице

Геннадий Петров

Турецкая оппозиция готовится к массовым протестным акциям

0
1043
Белоруссия перезагружает отношения с США

Белоруссия перезагружает отношения с США

Светлана Гамова

Неделя в странах СНГ.Молдавия готовится к выборам, которые могут изменить вектор ее внешней политики

0
1275

Другие новости