0
11511
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

11.06.2010 00:00:00

Вечер русских торгов

Тэги: торги, картины


торги, картины Вечерние торги Sotheby’s вел заместитель председателя правления Sotheby’s–Европа лорд Марк Полтимор.
Фото предоставлено пресс-службой Sotheby’s

В Лондоне сегодня завершается традиционная летняя Неделя русских торгов, в которой дома Sotheby’s, Christie’s, Bonham’s и MacDougall’s провели свой привычный десяток разнотематических аукционов. Несмотря на то что посольство Великобритании значительно увеличило сроки подачи документов на британскую визу и многим нерасторопным московским дилерам не удалось попасть в этот раз на торги, зал Sotheby's на Bond street в понедельник был полон: вечерние торги даже в кризис остаются главным событием Русской недели.

Впрочем, то, что Sotheby’s все еще оставил в своем расписании вечерние русские торги, – скорее пиар-ход, призванный улучшить впечатление от состояния рынка. Но и количество и качество вещей, и сами торги, которые прошли вяло и не слишком удачно, говорят о том, что на рынке русского искусства все не так благополучно, как пытаются рассказать представители аукционного дома. Имели место закономерная тенденция спада покупательского спроса и очень придирчивое отношение к выбору вещей. Из всего 26 лотов, выставленных на продажу, было куплено только 17, в большинстве своем в рамках эстимейтов. Дом заработал 10 млн. фунтов.

Хотя начались торги вполне бодро: первый же лот – крымский пейзаж Сергея Виноградова – вырос в цене с 100–150 тыс. фунтов до 623 тыс. фунтов, в первые же минуты торгов установив новый мировой рекорд. За этим последовали вполне удачные продажи двух пейзажиков Ивана Похитонова, подорожавших в два раза, и двух полотен Константина Коровина (предполагают, что Коровина кто-то скупал целенаправленно – на прошедших на следующий день торгах Christie’s были куплены все его работы, одна из которых подорожала с 100–150 тыс. до 937 тыс. фунтов). Но дальше торги споткнулись: не был продан ни портрет Ольги Суриковой кисти ее супруга Петра Кончаловского, ни полутораметровый степной пейзаж популярного у собирателей передвижника Григория Мясоедова, ни работа Николая Дубовского. Последовавшие дальше передвижники (за исключением полотна Шишкина, скромно для художника оцененного в 1–1,5 млн. фунтов и проданного за 1,2 млн.) тоже интереса у покупателей не вызывали. Не купили даже ни одной работы Айвазовского (что уж вообще нонсенс) и маленькую, похожую на расписной поднос, работу Сомова. Ситуация ясно сигнализировала, что количество коллекционеров, интересующихся классической русской живописью (с нее, как правило, начинают собрания как с самой понятной), стало гораздо меньше. Так что дилерам, которые в основном посещают торги, такие вещи просто не продать – отсюда и отсутствие спроса.

С модернизмом и авангардом, оставленными на вторую половину торгов, было попроще: купили работы и Рериха, и Гончаровой, и потрясающий женский портрет кисти Льва Бакста (немного выше эстимейта за 758 тыс. фунтов). Был приобретен и написанный Юрием Анненковым «Портрет Зиновия Гржебина», которым русский отдел Sotheby’s гордился как своей находкой и открытием. Кульминацией же торгов стало полотно Александра Яковлева из африканской серии с изображением двух чернокожих девушек. Потрясающе красивая метровая вещь с хорошим провенансом, неоднократно опубликованная и выставлявшаяся в свое время в Лувре, безусловно, музейного значения. Ее цена выросла с 700–900 тыс. фунтов до 2,5 млн. фунтов.

Christie’s, который хотя и конкурирует с Sotheby’s на рынке русского искусства, но обычно сильно отстает от него и по вещам, и по ценам, провел привычные утренние торги, принесшие 12 млн. фунтов за 270 проданных лотов. Ожидаемый рекорд здесь установила сложная по исполнению работа Михаила Зичи – большой круглый коллаж из акварелей и фотографий, созданный на празднование серебряного юбилея свадьбы Александра II и Марии Александровны в 1866 году. Работа была продана в рамках эстимейта за 475 тыс. фунтов. Но главным событием этих торгов стал рекорд на живопись Кузьмы Петрова-Водкина, живописные работы которого на рынке появляются не часто. А это полотно не показывали на публике с 1932 года (более 80 лет оно хранилось в частной коллекции). Неизвестный покупатель, торговавшийся по телефону, согласился заплатить за произведение 1,8 млн. фунтов, тогда как сам дом оценил его всего в 250–350 тыс.

Остальные торги прошли сравнительно тихо. Bonham’s скромно продавал декоративно-прикладные мелочи и почеркушки. А вот MacDougall’s в первый же день наторговал на 900 тыс. фунтов иконами. Лотов продали немного, зато за 266 тыс. фунтов (в рамках эстимейта) купили четыре иконы с Царских врат круга Симона Ушакова. Иконы – узкоспециальная и малобюджетная область продаж, но аукционный дом придерживается вызывающей уважение настойчивости в организации этого раздела торгов. Результат, пусть и не звездный, налицо.

Вчера же MacDougall’s провел торги живописью XIX–XX века (на момент подписания номера в печать результаты были неизвестны), а сегодня сосредоточился исключительно на графике (отдельные торги и отдельный каталог). Об этих торгах «НГ-антракт» расскажет в следующем номере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


С 5 по 13 июля в Москве пройдет Фестиваль Индии

С 5 по 13 июля в Москве пройдет Фестиваль Индии

0
1067
Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
2095
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
3317
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
2029

Другие новости