0
2320

25.10.2001 00:00:00

Комплекс вины

Тэги: Евлампиев, философия, тарковский


Игорь Евлампиев. Художественная философия Андрея Тарковского. - СGб.: Алетейя, 2001, 348 с.

ПИСАТЬ об Андрее Тарковском - дело весьма рискованное. Мало кто из художников русского кинематографа породил такое количество апологетов и подражателей. Символический визуальный ряд его фильмов - потоки воды, струящиеся с потолка жилища, капли пролитого молока, огни пожаров, птицы, собаки, снег и ветер - плавно и навязчиво перетекающий из картины в картину, соблазнял не одно поколение молодых кинематографистов. Попытки "занять" у Тарковского его кинематографические коды-символы редко бывали удачными, в силу многовариантности их прочтения и органичной вписанности в цельную художественную и философскую концепцию мастера. Выдернутые же из контекста его творчества, они смотрятся не более, чем напыщенной и надуманной визуальной профанацией. Не менее сложным представляется их вербальная трактовка, попытки каковой предпринимались уже не раз. Тарковский почти всегда полнее и глубже любого интерпретатора, так что рядом с ним любые словесные конструкции кажутся плоскими и однобокими.

Петербуржец Игорь Евлампиев известен как исследователь творчества Достоевского и автор монографий, посвященных русской философии ХIХ-ХХ вв. Логична его попытка вписать Андрея Тарковского в традицию русской философской мысли, означить влияния и аналогии. Уже в предисловии к работе автор прибегает к сравнению Тарковского и Достоевского, утверждая, что в том и другом случае мы имеем дело с метафизикой человека. Далее следует подробный авторский разбор каждого из семи основных фильмов режиссера.

Легкий скепсис возникает уже в самом начале монографии, когда встречаешься с тезисом о том, что именно "Страсти по Андрею" являются подлинным ключом к творчеству Тарковского. Безусловно, в "Рублеве" заложено много образов, которые впоследствии не раз повторятся в других картинах мастера. И все же вернее было бы сказать, что именно "Рублев" больше всего соответствует заявленной исследовательской концепции Игоря Евлампиева. Являясь самым "русским" фильмом Тарковского, он более всего связан с традицией русского религиозного философствования. Готовясь к съемкам, Тарковский много и подробно изучал и историю иконописи и памятники древнерусской литературы, на которые, безусловно, были сориентированы и отечественные мыслители начала века. Если же рассматривать дальнейшие работы режиссера, то, к примеру, "Ностальгия" куда ближе итальянскому ренессансному неоплатонизму, нежели соловьевским рассуждениям о Богочеловечестве.

Впрочем, элемент спекуляции присущ всяком исследованию. Тем более что автор монографии, кажется, абсолютно верно уловил и обозначил одну из самых главных проблем, озабоченность которой Тарковский демонстрировал в каждом своем фильме. Речь идет о неизбывном комплексе человеческой вины за все зло, происходящее в мире, и как следствие - последовательной жертвенной позиции всех главных героев фильмов Тарковского. Начиная с Рублева и заканчивая Александром из "Жертвоприношения", погубившим свой дом ради спасения мира, все персонажи Тарковского виновны по факту рождения.

Режиссер отрабатывает все варианты этого человеческого комплекса: виновность перед матерью ("Зеркало"), виновность перед ближним ("Андрей Рублев"), виновность перед покинувшим мир Богом ("Сталкер"), виновность перед всем миром ("Ностальгия" и "Жертвоприношение"). И как следствие комплекса вины - чувство ответственности за все и вся. Превосходящее человеческие возможности. Балансирующее на грани ереси и безумия.

Книга Игоря Евлампиева хороша в тех местах, где автор примеряет на себя больше роль психиатра, нежели историка культуры и философа. Да и вообще в отличие от килограммов той макулатуры, что написана о Тарковском, эту монографию местами просто любопытно читать. Потому что помимо пространных философских рассуждений, через которые не всякий сможет продраться, здесь есть и остроумные трактовки сюжетов, и байки со съемочной площадки. Например, история о том, почему Тарковский долго отказывался дать юному Бурляеву роль Бориски в "Андрее Рублеве".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2530
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2250
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1723
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1558

Другие новости