0
142

14.05.2025 20:30:00

Он лапу поднимал, как огненную розу

Апухтин и Мандельштам, Французская революция, нож гильотины и ораторское искусство

Тэги: поэзия, история, мандельштам, великая французская революция


поэзия, история, мандельштам, великая французская революция Свобода, равенство, братство. И дешевое, доступное средство для их достижения – гильотина. Никола-Антуан Тоне. Триумф гильотины. Эрмитаж

30 мая 1872 года Алексей Апухтин сочинил следующее стихотворение:

Двести лет тому назад

Соизволил царь родиться...

Раз, приехавши в Карлсбад,

Вздумал шпруделя напиться.

Двадцать восемь кружек в ряд

В глотку царственную

влились...

Вот как русские лечились

Двести лет тому назад.

(…)

С треском бороды летят...

Пытки, казни...

Все в смятеньи!..

Так вводилось просвещенье

Двести лет тому назад!

Славное стихотворение. Откровенное. Заглянешь в историю и всегда найдешь повод для благодарности и радости. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – писал Тютчев, и нельзя с этим не согласиться. Иногда хочется только уточнить: еще блаженней тот, кто не сподобился такого счастья. Ну вот не довелось человеку родиться в эпоху Великой французской революции – и что ему делать? Правильно. Радоваться. Ну конечно, радоваться. И в самый момент осознания своего безумного везения поделиться этой радостью с другими. Грешно было бы этого не сделать. В такой момент ты просто обязан сочинить достойную своей небесной радости строчку. А там, глядишь – и другие за ней сочинятся, и целое стихотворение выйдет. И выйдет обязательно такое лучезарное, что можно будет назвать «Одой к радости», как Бетховен назвал одно из своих сочинений.

Что-то есть сомнительное в природе человека. Что-то двойственное, о чем не совсем удобно говорить. Апухтин – спасибо ему – сказал. А ведь и гении, бывает, радуются весьма сомнительным вещам. И дарят иногда достойным людям, о которых написал когда-то Пушкин, еще большую радость, давая возможность сказать: «Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!» И хоть Александр Сергеевич прибавил потом (возможно, успокаивая себя): «Врете, подлецы! Он мерзок, но не так, как вы – иначе!» – осадочек остался. Но к чему я все это? Да вот, одно стихотворение вспомнилось. И – надо же! – как раз об этой самой Французской революции. Мандельштам написал. Итак, Франция, 1793 год. Много чего свершилось в этом году. Но одно особенно сильно поразило воображение и сердце поэта. Вот как он написал об этом:

Здесь клички месяцам давали, как котятам...

А и правда, ну где еще такое найдешь? Факт, конечно, полубезумный, но как радостно подобрать для него сравнение. Давно это было. Эта гильотина на площади – она теперь только рисунок в книжке. И эти глашатаи и трибуны грозные. Мараты и Робеспьеры, львы революции. А какими они были еще за несколько лет до этого? Нежные, пушистые львята, склонявшие над блюдцем милые мордочки, с наслаждением сосавшие молоко и кровь.

Здесь клички месяцам давали,

как котятам,

А молоко и кровь давали

нежным львятам.

А что с ними дальше будет?

А подрастут они –

то разве года два

Держалась на плечах большая

голова!

Да, правда, их гильотина ждет. Но все-таки можно ли опять же не радоваться за эти большие красивые головы, такие вдохновенные в своих пророческих речах? Годика два у них ведь еще осталось в запасе. Глашатаи, трибуны. Вот бы послушать! Там, в их речах, великие идеалы – свобода, равенство, братство. И дешевое, доступное средство для их достижения – гильотина. И закипает кровь. И не ведают они простой и печальной истины: чем ослепительней вспыхнувший впереди идеал, тем больше его убойная сила. Многого и мы не знаем, да и сам Мандельштам признается:

Мне трудно говорить: не видел

ничего,

Но все-таки скажу: я помню

одного;

Он лапу поднимал,

как огненную розу,

И, как ребенок, всем показывал

занозу.

Говорят, он у Герцена эту картину позаимствовал. Этот ребенок, показывающий всем занозу. Не помню этого в «Былом и думах». Может быть. Но какая радость, в дополнение к Герцену, сравнить еще этого самозабвенно ораторствующего с трибуны деятеля со львом, а его руку – с внушительной львиной лапой, да еще произнести это с величавой и торжественной интонацией. Какой образ, какая музыка, какой звук. Какое счастье! В прозе такое уж точно невозможно. Даже в блестящей прозе Герцена.

Летели лошади, летели головы. Хорошо, что это нас не касается. Если бы касалось, смогли бы мы так по-детски этому радоваться вместе с Осипом Мандельштамом? Вряд ли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Чтобы взгляд оставался незамутненным

Чтобы взгляд оставался незамутненным

Владимир Яшин

Простые гигиенические привычки помогут защититься от конъюнктивита

0
765
Послевоенный план научно-технического прогресса

Послевоенный план научно-технического прогресса

Михаил Стрелец

Как происходило в СССР восстановление научного потенциала союзных республик после войны

0
1435
Тайна исторического динамизма цивилизаций

Тайна исторического динамизма цивилизаций

Виктор Лось

«Глобальный маятник» качнулся к «восточной точке» социокультурного генезиса человечества

0
661
Как в СССР попытались поставить на научную основу овладение ходом времени

Как в СССР попытались поставить на научную основу овладение ходом времени

Андрей Ваганов

План или жизнь

0
1472

Другие новости