0
1276
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.07.2008 00:00:00

Проза, поэзия и волшебство

Тэги: проза, поэзия, герой, энергия


Герой прозы и герой поэзии – две точки единой линии координат, переходящей от субъективного познания к отстраненному наблюдению, от душевного сожития с миром к рассудочной независимости. Лирическое «я» стихотворца эмоционально-исповедально, тогда как прозаическое – бесстрастно. Все это, естественно, не более чем обобщения и условности, хотя генетическое влияние литературно-родового ДНК действительно постулирует характерную разницу двух героев.

Поэзия, как и начальная стадия жизни, обращает говорящего на самого себя, сталкивая «эго» с самим собой. Проза перемещает вектор рефлексии вовне. Категории приближенности-отстраненности от жизни здесь тоже весьма условны и не причисляемы к вербальному, концептному, структурному. Однако одно из свойств, что объединяет прозаического и поэтического героев, – это мистериальность. От примитивных камланий и заклятий древних поэтических форм – к подспудной магии скрытых прозаических шифров. От изначальной откровенности и функциональности литературного колдовства и библейского «в начале было Слово» – к современным косвенным его проявлениям. Движение идет к спрятыванию волшебных свойств текста, что оделяет его эффектом непреднамеренного чуда.

Энергия эстетически искаженной фразы может изменить не только дух, но и материю, способна вызвать слезы, обрадовать, убить, заставить изменить мировоззрение. Образное искривление реальности открывает сознанию и подсознанию то, чего невозможно добиться от автологии, то есть от нехудожественного, каждодневного, обыденного высказывания.

Поэзия гипнотизирует созвучиями и трансовой повторяемостью, проза затягивает символикой, строением, ритмом, содержанием┘ Читая истинно прекрасное (пускай даже предметом описания становятся самые неприглядные вещи), мы трансформируемся во что-то новое, становимся другими.

Драматизм, казалось бы, оставшийся в третьем литературном роде, усиливает мистериальность, прорывая прозе и поэзии новые каналы близости. Драматизм как вечное трение между тем, что есть, и между тем, как должно быть, неслияние оценок, понятий, фактов – постоянный двигатель литературной эволюции. Герой, испытывающий вечную гармонию, не способен развиваться, потому что согласие бесплодно для коллизий и их решений, а следовательно, и для прозрения. Поэтому герои рассказа и сонета одинаково неприкрыты для стресса, художественное преломление которого переворачивает миры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
461
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
372
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
482
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
478

Другие новости