На следующей неделе полотно четыре на девять метров, вышедшее из-под кисти Сергея Калинина и Фарида Богдалова, «Заседание Федерального собрания», пойдет с аукциона. Аукцион и презентация пройдут в здании гостиницы «Метрополь», в залах ресторана. Продаваться монументальное полотно будет и целиком, и частями. В одном зале – целиком, в другом – эскизы и отдельные фрагменты. Сейчас запакованная картина хранится в мастерской художников на Манежной площади, держать ее в любой из галерей – дело слишком накладное.
Напомним, что на создание масштабного полотна, героями которого стали 89 представителей современной власти, просто известные люди, а теперь еще – и отдельные известные зэки читинской колонии, художников вдохновил Илья Ефимович Репин со своей картиной «Заседание Государственного совета» (1901 год). У Репина, правда, персонажей было только 81, так что наследники великого русского реалиста кое в чем учителя своего переплюнули. В ответ на вопрос, зачем и почему они взялись за эту работу, художники скромно отвечают, что их не интересуют деньги, их не интересует политика, их не интересует пиар. Главное, ради чего они работали, – показать данным проектом новые направления в современном искусстве. «Новым направлением» художники считают тот самый реализм, от которого мы отказались, а теперь, мол, неплохо бы его вернуть. Именно ради этого, поясняют авторы, и написана картина. То, что проект политический, художники начисто отрицают. Действительно, в отличие от Репина Богдалов и Калинин творили по зову сердца. Другое дело, что сердце позвало их инвестироваться в заведомо выгодное со всех точек зрения дело, ввязавшись в которое проиграть невозможно. Еще в процессе создания картины внимание к репинскому ремейку со стороны властей было очевидным. Сергей Калинин рассказал, как к ним в мастерскую неожиданно привели на экскурсию три десятка иностранных журналистов, приехавших на несколько дней освещать выборы президента. Художник уверяет, что их «просто привезли познакомиться с новыми тенденциями в современном российском искусстве». Организатором экскурсии был кто-то из Кремля. Думается, однако, что иностранных журналистов решили попотчевать наглядными иллюстрациями того, насколько свободно искусство в свободной стране. Не повезли же их Кулика или Глазунова смотреть.
Известно, что картину Репина купил главный персонаж полотна, он же заказчик – император Николай Второй. На вырученные от продажи деньги Репин приобрел «домик в деревне» – в Финляндии, Куоккале. Калинину и Богдалову их картину никто не заказывал, но на сумму, в которую оценена картина, можно купить много хороших домиков в деревне. В том числе и в финской. Правда, есть некоторые сомнения, что главное действующее лицо нынешнего «Заседания...» надумает потратить изрядную сумму, дабы украсить свой кабинет в Кремле. А сумма действительно не просто изрядная, а пугающе крупная. Художники оценили свое творение ни много ни мало в миллион долларов. Стартовая цена на аукционе – 600 тыс. долл. О потенциальных покупателях пока ничего не известно, однако политики – народ тщеславный. Наверняка кто-то из «фигурантов» решит раскошелиться на собственное изображение, благо что отдельных фрагментов-портретов на аукционе будет предостаточно. Кстати, еще в процессе работы один из фрагментов картины – портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – был куплен за 30 тыс. долл.
Однако специалисты склонны рассматривать цену в миллион долларов как явно завышенную. «Цена должна быть подкреплена внутренним и внешним рынком, – говорит художник, галерист Айдан Салахова. – Но картины Калинина и Богдалова не стоят на Западе таких денег. Картина, конечно, забавная, по-своему интересная, однако если ты покупаешь работу за миллион, то ты должен быть уверен, что она продастся за миллион и в Москве, и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Воркуте. А что касается возвращения к реализму – так мы от него никуда не ушли, поэтому и возвращаться незачем. Современным искусством занимаются считанные единицы, все остальные остались при реализме».
Марат Гельман уверяет, что, конечно, «миллион долларов – это не рыночная цена картины и каким образом возникла такая сумма, каким образом была сформирована такая цена – непонятно; вероятно, расчет исключительно на то, что политики – люди тщеславные и наверняка захотят за сравнительно низкую цену купить свой портрет».