0
1203
Газета Антракт Интернет-версия

14.06.2002 00:00:00

Неуверенный человек

Тэги: качалов, театр, актер


- Маша, что вы помните из детства, какая жизнь вас окружала?

- Я не застала деда, но застала Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, которая жила у нас на даче несколько дачных сезонов. И к ней, и к родителям приезжало очень много народа: Рихтер, Уланова, мхатовцы - Степанова, Массальский, приходил Ливанов. И все их собрания были очень веселые.

- Говорят, что МХАТ был славен капустниками. Что-то подобное разыгрывалось на ваших глазах на вашей даче?

- При Книппер-Чеховой, которой было под 90 лет, честно говоря, уже ничего не разыгрывалось. Но посидеть за столом и выпить водочки или коньячку все умели - это было делом святым. И Ольга Леонардовна была фантастическим в этом смысле человеком. Она умерла на 91-м году жизни (это случилось 22 марта 1959 года), и я помню последний ее выезд на природу. Это было в 10-х числах марта. У нее были машина и шофер. И мы все вместе с моим отцом поехали на Николину Гору. А она была уже глубочайшая старуха. И вот солнечный свет тает, и мы въезжаем в Москву, и начинается снежная буря, причем такая, что даже пришлось остановить ее "Победу" - ничего не было видно. А мы все горланим какие-то песни, и она - первая. Мне было тогда лет 8, ей - 90, папе - за 50, и вот все - и стар и млад - безумно весело и радостно, с песнями въехали в эту самую бурю.

- А что чаще вспоминали в застолье?

- У отца была очень сложная судьба, но счастливая - пройти Гражданскую, Отечественную войны, лагерь. И папа с Ольгой Леонардовной были связаны очень тесно всей жизнью, особенно качаловской группой, которая уехала от революции и голода. Отец мой попал в Белую армию: его в тифу где-то подобрали, когда отступали. Так же, как и любимого племянника Ольги Леонардовны композитора Льва Книппера. И возвращение в Москву для них уже было невозможно. Они поехали в эмиграцию, хотя это так тогда не называлось. Жутко грузились где-то в Батуми на корабли - затем через Константинополь, на Балканы, потом в Западную Европу и так путешествовали три года. Потом Станиславский с Немировичем-Данченко прислали им отчаянное письмо - решайте свою судьбу, без вас театр погибнет. Некоторые остались навсегда на Западе, а они вернулись под обещание, что с ними ничего не произойдет.

- И действительно не было никаких репрессий?

- В этой ситуации действительно не было. У отца были большие неприятности позже, когда он пошел воевать, попал в плен, бежал, воевал в итальянском Сопротивлении, работал переводчиком в американском лагере. Сначала нам сообщили, что он без вести пропал. Но доходили слухи, что его где-то кто-то видел. Дед обратился к Сталину, и тот отдал приказ его найти. Его нашли. В северной Италии. Привезли, но до Москвы он не доехал - отправили работать на лесоповал, что было значительно страшнее немецкого лагеря, где он тоже помирал от голода. Потом привезли на Лубянку и продержали его там месяц. У отца была потрясающая память, и по дням под стенограмму он рассказывал, что с ним было, и это все потом проверялось. И в один прекрасный день ему выдали костюм с дырочками на спине, то есть костюм расстрелянного человека, и сказали: "Вы свободны". И он после почти пяти лет отсутствия - с июля 41-го по ноябрь 45-го пешком пришел в Брюсовский переулок.

- Его ждали?

- Я знаю, что бабушка моя, актриса и режиссер Художественного театра Литовцева, дала зарок - пока сын не вернется, она никогда не будет читать на ночь. У нас на даче сохранились телеграммы тех лет. Мама тогда уезжала в Тбилиси работать, и ей бабушка присылала сообщения: "Вадим нашелся", "Следы потеряны", "Кажется, есть надежда", "Вернулся". Был еще один случай, когда мама была в эвакуации в Куйбышеве. Как-то ее вызвали и сказали, что ее муж убит и есть свидетели, но его родителям пока не сообщают. Она в жутком состоянии пришла в общежитие, где жила со своей подругой-балериной и ее мамой. И вот та мама раскинула карты и вскрикнула: жив! И моя мама рассказывала, что вдруг абсолютно успокоилась. И до конца была уверена, что он жив и вернется.

- Наверное, у всех в те годы судьба была непростой.

- Да. Папа очень дружил с художником Владимиром Дмитриевым, и тот, как папа рассказывал, жил в постоянном ужасе ожидаемого ареста. Но не дождался, к счастью. Ареста дождался Эрдман. Булгаков жил так же - умер. В этой стране спокойствия не было никогда и ни у кого и быть не может.

- Но время проводили все равно весело?

- Но время проводили все равно весело. Сколько я себя помню, дом всегда был полон народа - и в Москве, и когда я была совсем маленькая, а мы еще жили в дедушкиной квартире в Брюсовском переулке, и бесконечные приезды друзей на Николину Гору на дачу. Когда мы приехали в этот дом на Новинском бульваре, здесь поселились работники и Большого, и Художественного театров. Так что мы соседствовали с балетмейстером Василием Вайноненом, драматургом Николаем Эрдманом, которые бывали у нас постоянно; чаще всего приходили посмотреть футбол по телевизору.

- И что же они делали во время просмотров?

- (Смеется.) Коньяк пили. И каждый футбол заканчивался не одной бутылкой. Помню у нас в квартире часто жила подруга Галины Сергеевны Улановой, замечательная питерская балерина Татьяна Вечеслова - существо уникальное хотя бы потому, что ее очень ценила Анна Андреевна Ахматова и даже посвятила ей стихи, что делала крайне редко, - "Девочка-плясунья, лучшая из всех камей". Она у нас жила, а приезжала со своим сыном. И детей (нам было 7-8 лет) укладывали спать - мы только и слышала гогот, отголоски историй, воспоминаний, розыгрышей. И мои ощущения были: какие они счастливые, у нас же жизнь проходит мимо, пока мы лежим здесь в комнате.

- А не припомните ли вы какого-то особо яркого впечатления о каком-то из вечеров - кто-то что-то сделал, натворил, потряс?

- У меня есть чудовищное воспоминание, когда Рындин приревновал Уланову и устроил драку. Дело было так. У нас в подъезде жил замечательный танцовщик Большого театра Преображенский. И он шутливо, ничего не имея в виду (у них с Галиной Сергеевной никаких отношений, кроме партнерских по сцене, никогда не было) и уже в сильном подпитии, сказал: "Я ее для народа на руках носил, а ты что?" И вдруг Рындин схватил бутылку и попытался запустить ею в Преображенского┘ Его удерживали.

Помню еще один эпизод. К нам пришел в гости блистательный английский актер Пол Скофилд, который был в Москве в 60-е. Все дико волновались: как принимать, впервые в доме иностранец, у нас же это было тогда не принято. И я помню - море обаяния, когда он вошел. Все буквально расплылись - и бабы, и мужики. Кстати, потом были большие неприятности, потому что не сообщили куда следует, чтобы прислали оттуда специального человека проследить. И Ангелина Степанова, которая была секретарем парторганизации МХАТа и присутствовала во время встречи в доме, поручилась - дала партийное слово, что все было правильно.

- А что выпивали, как выглядел стол?

- Я сейчас даже и не понимаю, как такое количество народа можно было накормить и напоить. 12 февраля в дедушкин день рождения и именин собиралось человек 30. Все оставшиеся мхатовцы - Комиссаров, Массальский, Степанова. Выпивали очень хорошо. Правда, были сложности. Это сейчас можно пойти и все купить, а тогда к дорогим гостям начинали готовиться недели за две. Где-то доставалась "Хванчкара" или "Киндзмараули", коньяки. Настаивались домашние водки обязательно - на лимоне, черной смородине, на листочках. Пеклись пирожки, запекался огромный кусок мяса, салатам не было числа. Стол был огромный.

- На какой посуде подавали?

- (Смеется.) На хорошей - Кузнецовский фарфор. Теперь много перебилось, и уже на 30 человек одного сервиза не соберешь, а тогда еще можно было.

- Какие-то вещи в доме особо хранятся?

- У нас есть замечательная скатерть. У Михалковых-Кончаловских тоже такая есть. Это большой холст, и все, кто бывал в доме, расписывались, а потом эти автографы вышивались мулине разным цветом. Кого там только нет! И Туполев, и Ботвинник, и Уланова, и тот же Пол Скофилд. Все мхатовцы. Первый автограф оставила Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Сейчас она лежит как музейный экспонат - жалко.

- А еще какие реликвии?

- Вся мебель с тех времен стоит. Есть чудная серебряная чарка. Их на 10-летие МХАТа сделали несколько - только для Станиславского, Немировича-Данченко, Книппер-Чеховой, Леонидова, Москвина, Качалова. Об этом на ней надпись и вензель Качалова.

Есть еще семейная традиция - собаки. После Джима из знаменитого есенинского "Дай, Джим, на счастье лапу мне" собаки жили у нас всегда.

- А какой породы была та собака, с которой беседовал Есенин?

- Доберман-пинчер. У него, кстати, была трагическая судьба. Хоть я и не люблю этого слова, но мистическая ситуация была связана с Есениным. После его гибели пес сошел с ума. У него начались жуткие приступы, и он погрыз и деда, и его сестру-старушку - какое-то напало помешательство, хотя добрейший был пес и деда обожал. Собаку взял ветеринар и пообещал вылечить. Так пес чуть не загрыз мать ветеринара. И уже тогда пришлось его усыпить.

- И все поверили, что связь с Есениным существует?

- Бог его знает. Но так совпало.

- Говорят, в вашем доме есть кресло Распутина?

- Оно на даче. Когда наши вернулись из-за границы, не было вещей и надо было обустраиваться. Построили большую кооперативную квартиру в Брюсовском переулке, которую надо было как-то обставлять. Тогда дошли до деда слухи, что идет распродажа вещей из Юсуповского дворца. И он даже не сам поехал, а отправил деньги, попросив купить кресло. Ему и прислали кресло, на котором, по легенде, убили Распутина. Оно красивое, но очень неудобное.

- Что-то еще покупалось на аукционах?

- Никогда. Деньги разматывались фантастически. Гости, загранпоездки, отдых, одежда.

- Любили одеваться?

- Любили одеваться, и это было необходимо, даже положено. Дед был кумиром Москвы. Когда были гастроли за границей, Станиславский собирал труппу и говорил: "Вам надо одеться, вы получаете деньги. А выглядите, как оборванцы", - все после революции поободрались и поиздержались. Все пропивалось, проедалось, прогуливалось. Не было совершенно заботы о завтрашнем дне.

- Качалов разве не был состоятельным человеком?

- Нет. Ну, то есть действительно состоятельным он был до революции. Тогда он был пайщиком Художественного театра. И у меня до сих пор лежит замечательная бумага, где написано, что им в 1913 году вложено столько-то в такой-то банк. А в 1956 году можно получить 25 тысяч золотом. До революции он получал тысячу рублей в месяц, что были очень большие деньги. После революции никакого состояния не было. Даже одалживались деньги у друзей, когда дед в последние годы жизни отдыхал в Барвихе и надо было покупать путевки. Ничего ни во что никогда не вкладывалось - ни в бриллианты, ни в картины. Те картины, что висят на стенах, - все подаренные.

- Авторами?

- Да. Левитан, Серов, который так и не нарисовал деда, хотя есть два его карандашных эскиза. Один в Третьяковке, другой у нас. Суриков, Кустодиев, несколько работ Добужинского, с которым дед был дружен, потому что оба были из Вильно. Вот нет картин Кончаловского, хотя они дружили.

- А остались любимые вещи Василия Ивановича?

- Книги.

- Есть ли раритеты?

- Есть. Томики Блока, Пастернака, Ахматовой, Горького, Леонида Андреева, Чехова, подписанные деду. Чехов подарил свое собрание сочинений, вышедшее при жизни. Дед читал очень много стихов. В последние годы обожал Пастернака, просто заболел им. Хотя ничего не успел записать на радио и не читал публично - просто для себя. У нас есть тетрадочка, очень трогательно напечатанные на машинке Борисом Леонидовичем стихи из романа в прозе, то есть из "Доктора Живаго". Она датирована 1948 годом, годом смерти дедушки. В ней написано: желаю вам скорейшего выздоровления, мечтал бы почитать вам свои новые стихи.

- Василий Иванович был близок с Пастернаком?

- Они были знакомы, но думаю, что встречались нечасто.

- А с кем из литераторов дружил дед?

- Одно время он был дружен с Леонидом Андреевым. Тот даже своего сына назвал в честь моего отца - Вадимом. Как-то Андреевы были в гостях у деда, когда папа был очень маленьким. А его жена была беременна, и очень им понравился папа. И решили, что если родится мальчик, то будет тоже Вадимом.

В молодости дед был очень дружен с Есениным. Я предполагаю, что эта дружба проходила в застолье, разговорах, чтении друг другу стихов - хотя поэты практически никогда не принимают актерского чтения.

Очень непростые были отношения с Блоком. Дед его обожал, но Блок к Качалову относился сложно, потому что у него был личный мотив. Блок был влюблен в актрису Художественного театра Волохову - очень красивую женщину, которой посвящена, по-моему, "Снежная маска". А она, в свою очередь, была влюблена в деда. В какой-то пьесе есть Качалов и Волохова, и она даже взяла себе псевдоним Волохова. И Блока это очень мучило. То, что его, гениального поэта, променяли на актеришку.

- А как Василий Иванович стал актером?

- Дед стал актером очень странно. Он ведь из семьи провинциальных священников из Вильно. Многодетная семья - один сын генерал, другой юрист, и вот последний увлекся театром┘

- Вообще же церковь не одобряет лицедейства.

- Вероятно, прадед мой был достаточно широкий человек и не стал делать из этого трагедию, но когда его спрашивали, кто младший сын, он всегда отвечал: "Он по ученой части".

Тогда это был любительский театр, то, что сейчас называется самодеятельностью. Он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но увлекся театром еще в Вильно. У нас есть фотография Комиссаржевской, которая приезжала выступать в Вильно, а он был ее бешеным поклонником и даже подыгрывал ей в сценах типа "Кушать подано". Она же надписала ему фотографию: очень симпатичному Васе Шверубовичу с надеждой на дальнейшие успехи. Словом, он бросил учебу и стал играть в театре в провинции, и очень успешно. Кто-то порекомендовал его Станиславскому как героя-любовника (в смысле амплуа), которого недоставало в театре. И дед с треском провалился на просмотре. Станиславский сказал ему: "Вы абсолютно не наш, вы испорчены провинцией. Но с вами уже подписан контракт, ничего вы играть не будете. Можете только сидеть на репетициях, и только на таких условиях вы можете остаться на этот год". И он аккуратно сидел на репетициях и действительно перемалывал все свои представления о театре через Станиславского, через его манеру вести репетицию, работать с актерами. И вдруг заболел актер, который репетировал Берендея, когда ставили "Снегурочку". И деду неожиданно сказали, чтобы попробовал. И он прочитал монолог Берендея так, что Станиславский кинулся к нему и воскликнул свое знаменитое: "Это чудо, вы наш!" Так с 1900 года пошла жизнь Василия Ивановича Качалова в Художественном театре.

- А откуда псевдоним - Качалов?

- Псевдоним появился, когда дедушка работал в провинции. Он пришел к антрепренеру, и тот сказал, чтобы дедушка выдумал себе псевдоним, потому что фамилия его - Шверубович - незвучная какая-то. Дедушка вышел и увидел газету, где был помещен некролог о том, что скончался Василий Иванович Качалов. И дедушка сразу же сказал: "Вот".

- А что любил Василий Иванович?

- Обожал Николину Гору. Вот сейчас человек, который приедет туда, наверное, скажет: "Ну и что такого?" Она сейчас испохаблена чудовищно всеми особняками страшными и заборами. А раньше - огромные участки, тишина, полный покой. И действительно очень красиво - сосны, река. Сейчас же очень сильно изменилась вся структура Николиной Горы, потому что появилось много лиственных деревьев, сосны гибнут. А тогда было, как в Прибалтике, - голый участок и сосны.

На участках никаких садов и огородов. Когда только купили землю и построили дачу, была идея вообще ничего не сажать. Потом стали сажать из корзин, которые преподносили деду, сирень и розы. Розы быстро вырождались, но сирени очень много и жасмин. Потом еще яблони посадили.

Дивный воздух. Ведь Николину Гору выбрал наркомздрав Семашко. Специалисты брали пробы воздуха в разных районах Подмосковья, и выяснилось, что на Николиной Горе воздух лучше. Тогда-то и стали этот кооператив организовывать.

Все друг друга знали, все дружили.

- Некоторая праздность была в жизни?

- Но и труд был бешеный.

- И когда работали?

- Собирались на посиделки всегда только после спектаклей - к 10-11 часам вечера. Или выбирали выходной день - во МХАТе это был понедельник. А остальное - адская работа.

Дед в последние годы играл в театре мало. Но много занимался концертной деятельностью и записывался на радио. Бабушка преподавала в школе-студии и была режиссером Художественного театра. А папа мой был заведующим постановочной частью Художественного театра и руководил постановочным факультетом школы-студии МХАТ. Они ходили на работу, как все служащие, но только не к 9 часам утра, а к 11. Но остаются-то воспоминания о праздниках.

- А что Василию Ивановичу больше нравилось играть?

- Я могу сказать, что ему нравилось играть меньше - то, что он делал в 30-е годы в Художественном театре. Все "Бронепоезды 14-69"┘ Это было для него совершенно мучительно. Но репертуар весь такой был. Больше всего, я думаю, он любил играть Чехова. Кроме "Чайки", он играл все - и в "Иванове", и в "Трех сестрах", и в "Вишневом саду".

- Качалов как актер был более чем почитаем. А не рождались ли у него идеи пьес?

- Насколько я понимаю, дед был достаточно пассивным человеком. Как пример есть забавная история. Станиславский делал знаменитые этюды в театре и как-то придумал задание - будто бы сгорел банк и надо было показать, как кто реагировал на это. Кто рыдал, кто кусал локти, кто подсчитывал. Качалов стоял абсолютно спокойно и не участвовал. "Василий Иванович, а вы почему не участвуете?" - "А у меня деньги в другом банке", - ответил Качалов. Теперь это уже афоризм.

Как-то деда пригласили преподавать в театральную школу. А он всегда был неуверен в себе. Он всю жизнь жил так, что вот сейчас провалится, и все поймут, что он дутая фигура. Это свойственно хорошим актерам особенно - ждать своего разоблачения внутренне. Так вот дед собрался идти на первое занятие. Папа, совсем маленький, его спросил: "Ты куда?" "Вот иду в школу преподавать", - ответил дед. И тут папа высказался: "А что, ты уже так хорошо все умеешь, что можешь других учить?" И дед не пошел. На этом его педагогическая карьера и закончилась, не начавшись. (Смеется.)

- Что, действительно даже актеры неуверенные люди?

- Я думаю, что ни один тонко организованный человек (а хороший актер не может быть не тонко организованным) не может быть уверенным в себе.

- Когда вы стали взрослым человеком, у вас не было ощущения, что жили они радостней и счастливей, чем вы в окружении очень классных собственных друзей?

- Вы знаете, у меня с детства было извращенное представление - я росла среди них всех. И по кретинизму молодости мне казалось, что все это нормально, так всегда и у всех. Когда мне моя школьная подруга рассказывала, что у них дома был Даль или к ним, например, приходили Кваша и Андрюша Миронов, я была уверена, что вот это - да! Вот это действительно пришли люди. А то, что я имею, - что? У меня есть мама, папа, бабушка, их друзья, которые есть и будут. И когда они потихонечку стали уходить, только тогда я начала понимать, чего они стоили и как люди, и в истории страны, в которой были.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова демонстрирует электоральную всеядность

Партия Миронова демонстрирует электоральную всеядность

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Программа бесплатной юрпомощи ветеранам СВО возвратит эсэрам патриотическую кувалду

0
592
Число выявленных в РФ дроперов достигло 1,2 миллионов человек

Число выявленных в РФ дроперов достигло 1,2 миллионов человек

0
438
Накопленный объем прямых китайских инвестиций в Россию за 2024 год увеличился почти на 13%

Накопленный объем прямых китайских инвестиций в Россию за 2024 год увеличился почти на 13%

0
275
В России обнаружен дефицит бензина, но власть в курсе

В России обнаружен дефицит бензина, но власть в курсе

Михаил Сергеев

В Минэнерго полагают, что топливо подорожает с учетом увеличения тарифов и налогов

0
1337

Другие новости