0
1716
Газета Наука и технологии Интернет-версия

10.03.2004 00:00:00

Политический беженец эпохи раннего христианства

Тэги: абхазия, симон кананит


абхазия, симон кананит Икона с изображением Симона Кананита.
Фото Андрея Афанасьева

В Новом Афоне есть храм, построенный во времена раннего христианства – почти 15 веков назад. Он назван именем Симона Кананита, к иконе с его изображением идут паломники со всего света.

Это небольшое крестово-купольное сооружение из серого камня, в алтарной части которого покоится прах самого святого. Во всяком случае, в этом здесь никто не сомневается. «Симон Кананит считается покровителем Абхазии, потому что проповедовал в этих краях, – рассказывает мне настоятель Ново-Афонского монастыря отец Дорофей. – Не вызывает никаких сомнений, что это – реальное историческое лицо».

Отец Дорофей имеет веские основания это утверждать. Он окончил сначала семинарию, потом академию Троице-Сергиевой лавры, стал историком-богословом. И темой диссертации выбрал историю раннего христианства.

«Симон был родом из Канны Галилейской, отсюда и прозвище, – продолжает отец Дорофей. – Он был человеком среднего достатка, работал каменщиком и плотником, имел жену и детей. Все изменилось, когда в Канну пришел Христос. Симон поверил этому удивительному человеку, бросил все и пошел с ним. Не думаю, что супруга, брошенная на произвол судьбы, поминала бывшего мужа добрым словом, однако таков был его выбор. Позже он стал одним из любимых учеников Христа и ближе всего сдружился с апостолом Андреем Первозванным. Скрываясь от римских легионеров, оба они попали на Кавказ. Симон остался на территории теперешней Абхазии, Андрей пошел дальше, в сторону Аджарии. Существует множество преданий о том, что Андрея Первозванного якобы съели племена скифов-людоедов, обитавших в этих краях. Но это – из области легенд. А вот о судьбе Симона достоверно известно многое».

Наш собеседник говорит, что предки абхазов любили этого человека и доверяли ему, хотя их языческие взгляды были далеки от его христианских идей. Приносили в горную пещеру, где он жил, хлеб, сыр и вино. По всей видимости, он прожил в этих краях не менее 20 лет. Дело было в I веке нашей эры. В древних абхазских притчах сохранились упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Именно Симон Кананит стал первым миссионером, который начал крещение местных жителей.

Точно неизвестно, кто выдал местонахождение удивительного лекаря римлянам, только однажды они нашли пещеру, где он скрывался, и обезглавили его. Все это было проделано с особой жестокостью на глазах у местных жителей. Абхазские предания изобилуют подробностями этой трагедии. Если верить им, келья, где молился Симон, наутро была залита кровью, но самого чужеземца там не нашли. Абхазы вспомнили о том, что он предрекал бессмертие и вознесение на небо, и решили, что так оно и случилось. Они завалили вход в пещеру валуном и несколько столетий оберегали от посторонних посягательств.

Путь к знаменитой пещере неблизкий.

От подножия монастыря приходится долго подниматься в гору... Когда кажется, что конца этому не будет, под ногами вдруг образуются аккуратные каменные ступени, ведущие к арке в скале. Над входом – каменный крест. Потолок такой низкий, что поневоле приходится кланяться этому кресту.

Обитель Симона Кананита, мягко говоря, не отличается роскошью. В углу лежала медвежья шкура, на которой спал проповедник, рядом – место, где он молился. Сейчас здесь небольшой иконостас и множество свечек, воткнутых в ящик с песком. Центральная икона – с изображением святых Симона и Андрея. Здесь же – несколько бутылок с ключевой водой, которую монахи приносят из Афона, – специально для уставших в дороге путников. Те, кто находит силы проделать этот путь, кладут у подножия иконостаса деньги и записки, прося о сокровенном. Без всякого присмотра здесь лежат десяти-, сторублевые купюры, есть бумажки достоинством в 500 и даже в тысячу рублей. Никто их не охраняет.

«Монахи поднимаются в пещерный храм раз в неделю, – поясняет отец Дорофей. – Забирают пожертвования и записки, молятся за тех, кто их написал. Нередки случаи, когда люди спустя годы возвращаются в монастырь и рассказывают, что после молитвы в келье Симона Кананита исполнились их сокровенные желания, совершилось чудо, о котором могли только мечтать. У одной женщины выздоровела безнадежно больная дочь, у другой, незадолго до этого потерявшей сына, в 45 лет родилась двойня┘ Для нас же это не чудо, а лишь радостное сознание благодати Господней».

(Абхазия, Новый Афон)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
899
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1063
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
847
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1011

Другие новости