0
1645
Газета Наука и технологии Интернет-версия

11.02.2009 00:00:00

Ландшафт, который мы потеряем

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Голубчиков - кандидат географических наук

Тэги: россия, земля, ландшафт


Важнейшая проблема российского природопользования – нерациональное использование земель. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выведено свыше 40 млн. гектаров пахотных земель, серьезной проблемой становится застройка водоохранно-защитных земель (пойм и долин рек), особенно вблизи крупных городов, расширяющих свою пригородную зону (так называемый процесс субурбанизации).

По данным космического геомониторинга, площадь садово-дачных и коттеджных участков сегодня в восемь раз превышает площадь самой Москвы (в пределах Московской области). Лесистость Московской области сегодня составляет уже не 42% (как написано во всех учебниках географии), а, по моим расчетам, не более 24–26%, да и эколого-эстетический потенциал оставшихся насаждений с каждым годом ослабевает. Коттеджно-дачное строительство разворачивается в водоохранных зонах реки Истра и ее притоков, по берегам водоемов, прудов, в лесах федерального значения (маскируемое 49-летней арендой под «рекреационные цели»), которые становятся недоступными для местного коренного населения.

Сегодня из программ эколого-географического блока вузов исчезает целое направление, связанное с краеведением, полевыми практиками студентов на территории с национальным (сельским) ландшафтом, в которую входит и человек с его исконным бытом, характером. Здесь уместно привести слова русского философа Ивана Ильина: «Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений».

Антропогенная нагрузка на биосферу за последнее столетие возросла почти на порядок и на столько же превышает допустимую норму. Человечество сегодня использует 30–40% прироста возобновляемых ресурсов (при допустимой норме 2–4%), большая часть которых идет в отходы. Так, в США ненарушенных природных территорий осталось не более 5%, страна потребляет ежегодно более 1 млрд. тонн кислорода, производимого растительностью соседних стран (в том числе и Россией), американская промышленность расходует кислорода в пять раз больше, чем граждане Америки – для дыхания.

Осознание необходимости сохранения природы появилось более 100 лет назад в самой загрязненной стране Европы того времени – в Великобритании. Именно здесь был создан первый неправительственный траст, президент которого – королева, вице-президент – принц Уэльский, члены правления – известные общественные, научные деятели, лорды, деятели искусств, среди коллективных членов – Королевская академия наук, Британский музей и другие. Траст – объединение или фонд, основанные на доверительной собственности, то есть переданной им по доверенности на управление и ведение операций.

В доверительном управлении находится более 1000 км морского побережья, более 200 фермерских хозяйств, 248 тыс. гектаров особо ценных ландшафтов. Траст владеет около 200 замками и 20 тыс. памятников архитектуры. В Национальном трасте Великобритании – 2,6 млн. членов, 35 тыс. добровольцев. Его деятельность имеет серьезное законодательно-нормативное обеспечение (семь законодательных актов, принятых в 1907–1975 годах). Под его охрану и управление передаются государством и частными владельцами особо ценные ландшафты, замки и памятники, имеющие общенациональную значимость. Национальный траст не имеет права их продавать и обязан обеспечивать к ним свободный доступ всем гражданам страны. Доноры траста такие крупные компании, как Барклай-банк, «Вольво» и другие.

В 1930–1950-х годах были созданы трасты и в других странах Западной Европы, а также в США и Канаде, Японии, Австралии, в странах Карибского бассейна, а совсем недавно – в Словакии. Актуально создание траста и для России с беспомощным, но всевладеющим государством, ничем не владеющим, но стремящимся все захватить бизнесом и бесправной общественностью, тихий голос которой все реже слышен в реве дикой рыночной стихии.

Сегодня особое значение приобретает организация научно-исследовательской деятельности в сфере использования ландшафтного потенциала с привлечением ведущих ученых страны в области природопользования, ландшафтоведения, системного анализа, устойчивого развития и других дисциплин, необходимых для разработки федерального закона о национальном ландшафте.

Сохранение национального ландшафта, его культурно-исторического потенциала посредством создания, например, этнографических и краеведческих музеев – вот одно из важнейших направлений в области инновационных технологий. Без сохранения и рационального использования национального, социокультурного ландшафта, его культурно-исторического потенциала невозможно устойчивое развитие экономики, организация щадящего, рационального природопользования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
264
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
300
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
270
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
298

Другие новости