Ее кинокарьера началась очень рано. Чувственная красота, грация юной дикарки не имели себе равных, и Кардинале хотели снимать разные режиссеры. «Крестным отцом» актрисы стал великий Лукино Висконти – в 1960-м он снял Кардинале в «Рокко и его братьях», а через три года в масштабном историческом полотне «Леопард». 1963-й выдался для актрисы нелегким: кроме «Леопарда» она была задействована в съемках «8 с половиной» Федерико Феллини, приходилось разрываться между площадками двух этих великих маэстро и каждый раз выдерживать сцены ревности. Зато обе картины, обе роли актрисы вошли в историю кино. В богатой коллекции женских образов главного фильма Феллини (а многие считают «8 с половиной» ключевым фильмом мирового кино) Кардинале достался образ самый гармоничный и светлый. То ли девушка, то ли виденье. То ли возлюбленная, то ли муза. Феллини интуитивно нащупал удивительную и таинственную силу улыбки Клаудии Кардинале. Она обещает неведомую радость, манит и дразнит.
Клаудия Кардинале шагнула в кино в золотые его годы. Работала с Пьетро Джерми, Дамиано Дамиани, Серджо Леоне, Франко Дзефирелли, Лилианой Кавани, Марко Беллокьо и Вернером Херцогом. Был в ее жизни и голливудский период, как у многих звезд европейского кино 60-х. Но, как и большинство своих итальянских, французских коллег, романа с Голливудом не завела. Зато в 1968-м снялась в фильме советского киноклассика Михаила Калатозова «Красная палатка». Картина была совместная, масштабная, в ней, помимо Кардинале, были задействованы другие звезды европейского и американского кино: Шон Коннери, Массимо Джиротти, Питер Финч. Но лирические сцены знаменитой итальянке выпало играть не с ними, а с молодым советским актером Эдуардом Марцевичем! От этих кадров до сих пор захватывает дух: Кардинале в белой шубке и синеглазый Марцевич несутся в санях по ослепительным сугробам, хохочут, кидаются снегом. Его герой – шведский геофизик Мальмгрен, участник драматической экспедиции Нобиле в Арктику на дирижабле «Италия» в 1928 году. А она играет его возлюбленную, медсестру Валерию. Пару лет назад эти кадры крутили в Первом павильоне «Мосфильма», в ходе церемонии вручения кинопремий «Золотой орел». Когда зажегся свет, на сцену вышла Клаудия Кардинале – лауреатка почетного «Золотого орла» за вклад в мировой кинематограф. Московский зал долго аплодировал легендарной актрисе, а она со слезами ностальгии вспоминала время, проведенное на советской тогда земле.
«НГ»