![]() |
Михаэль фон дер Шуленбург (справа) вместе с депутатами Европарламента в Александровском саду в Москве. Фото из архива Михаэля фон дер Шуленбурга |
– Господин фон дер Шуленбург, глава европейской дипломатии Кая Каллас пригрозила европейским политикам последствиями из-за поездок в Москву. Вас такого рода предостережения, похоже, не испугали. Почему для вас так важно было приехать в Россию в эти дни?
– Прежде всего хотел бы отметить, что все эти заявления госпожи Каллас считаю ужасными. Во-вторых, у нее нет мандата указывать, кому и куда можно ехать, и тем более – угрожать. Как депутат Европарламента я могу сам решать, куда мне ехать. Мы приехали сюда потому, что на протяжении продолжающихся уже четвертый год боевых действий в Украине Евросоюз не внес никакого вклада в урегулирование конфликта дипломатическим путем. Я долгое время работал в ООН. Мы все, кто подписал устав ООН, обязаны выступать за мир и способствовать его достижению. Устав ООН обязывает нас вести переговоры, ЕС не делает этого, и поэтому мы здесь.
80-я годовщина разгрома германского национал-социализма и окончания Второй мировой войны – хорошая возможность обратить внимание на то, что войны не имеют смысла. В конечном итоге оружие не ведет к миру. Нужно вести диалог друг с другом, нужно учитывать интересы другой стороны, включая интересы безопасности.
– Насколько известно, в Москву вы приехали не один.
– Да, со мной приехали еще несколько моих коллег из Европарламента. Они представляют Германию, Чехию, Словакию и Кипр. Нас всего пятеро, это, конечно же, очень мало, учитывая, что в Европарламенте 720 депутатов. Многие не смогли решиться на такой шаг, что очень печально. 8 мая, в день, когда в Европе отмечается окончание Второй мировой войны, мы обратились с призывом ко всем европарламентариям, в котором потребовали оставить всю эту военную риторику и начать думать над тем, как найти дипломатическое решение для мирного урегулирования украинского конфликта. И это прежде всего в интересах самой же Украины.
– Каковы ваши впечатления от пребывания в столице?
– 9 Мая был очень эмоциональный день. Мы были в центре Москвы и видели много людей, которые несли портреты своих родных, участвовавших во Второй мировой войне. На большинстве из них были совсем молодые мужчины, и это было так трогательно видеть. Мы шли вместе с этими людьми, при этом говорили по-немецки, и никто не взглянул на нас косо, никто не сказал плохого слова. Мы сначала даже думали, стоит ли нам говорить по-немецки, но оказалось, что наши сомнения были напрасны. Скажу больше: многие даже приветствовали нас, когда узнавали, что мы из Германии. И это было поразительно, поскольку в Европе сейчас очень много ненависти к России. У меня же возникло такое ощущение, что здесь, в России, у людей нет ненависти к нам.
– А на Параде Победы вы были?
– Нет, не были, поскольку это могло быть неправильно истолковано в Брюсселе. Мы были в Александровском саду, где возложили цветы к Могиле неизвестного солдата. Мы не знаем, кто покоится в этой могиле, знаем только, что он был застрелен немцем. Блокада Ленинграда – одна из мрачных страниц в истории Германии. То, что вытворял Вермахт на оккупированных советских территориях, как обращался с мирным населением, обрекая людей на голод и страдания. Могила неизвестного солдата – напоминание для нас, немцев, чтобы сделать выводы из нашей истории. К сожалению, Германия вновь настроена воинственно по отношению к России. Запрет германскими властями на участие российских дипломатов в памятных мероприятиях в Германии считаю кардинальной ошибкой и позорным решением. После всего трагического опыта двух мировых войн нам, немцам, следовало бы использовать этот день для осмысления.
– Вы представляете в Европараменте молодую немецкую партию «Альянс Сары Вагенкнехт», которая прошлым летом с триумфом прошла в Европарламент. А потом был такой же громкий успех на земельных выборах в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге. Но за взлетом последовало падение на выборах в Бундестаг. С чем был связан провал?
– На сегодняшний день наша партия – единственная политическая сила в Германии, которая выступает против поставки вооружений не только в Украину, но и в Израиль. Из-за этого нас обвинили в разжигании ненависти к Израилю, а немецкая пресса обрушила на нас лавину критики.
Конечно же, свою роль сыграло еще и то, что мы, будучи совсем молодой партией, не имели поддержки как таковой и стабильных источников финансирования. Как вы подметили, нам удалось добиться потрясающих результатов на выборах в Европарламент, затем были удачные выборы в трех землях. Но к тому моменту, когда подошли к выборам в Бундестаг, мы уже выдохлись. Конечно же, были допущены ошибки и внутри самой партии. Что тут сказать? Как и любая другая молодая партия, нам нужно пройти свой путь, и ошибки порой неизбежны.
– Какое будущее теперь ждет вашу партию? Ранее Сара Вагенкнехт заявляла, что в случае провала на выборах в Бундестаг, она покинет политику…
– Я очень надеюсь, что нас ждет хорошее будущее. Нет, госпожа Вагенкнехт остается в политике. Мы не хотим сдаваться. Сегодня социал-демократия в Германии и в других европейских странах находится в упадочном состоянии, можно сказать, что идеи ее отцов-основателей оказались преданы. И если вы посмотрите нашу программу, то увидите, что мы по своей сути являемся социал-демократами. Для нас вопросы мира имеют высочайший приоритет.
– Недавно в Германии к власти пришло новое правительство. Стоит ли ожидать изменений в политике Берлина по отношению к России?
– К сожалению, у меня большие сомнения, что произойдут позитивные изменения в этом плане. Если взглянуть на программу нового правительства, то политика в отношении России выглядит намного радикальнее, чем при предыдущей коалиции. У нас сейчас новый министр иностранных дел Иоханн Вадефуль, который сказал, что Россия навеки останется нашим врагом. Это, конечно же, немыслимо для дипломата. С другой стороны, он входил в состав правления германо-российского форума гражданских обществ «Петербургский диалог» (в апреле 2023 года германское правление «Петербургского диалога» заявило о прекращении деятельности форума с германской стороны. – Ф.С.), и это дает основание ожидать, что хоть какой-то конструктив должен быть.
– Что должно произойти, чтобы в Германии и Европе в целом вернулись к дипломатии?
– Прежде всего нужно признать, что ненависть – плохой советчик. Наша партия проводит большую общественную работу. Я даю интервью, сам публикую статьи на тему того, что нужно вернуться к дипломатии. Запад должен наконец понять, что с оружием нельзя достичь мира. На фоне текущего конфликта в Украине и ослабления ее позиций призывы европейских лидеров воевать с Россией и дальше выглядят лишенными здравого смысла. Необходимо сесть за стол переговоров с Россией и договариваться. Пора стать реалистами и признать, что в наших интересах прекратить разрушать Украину. Антироссийские санкции тоже не в наших интересах, поскольку вредят нашей же экономике. В наших интересах должен быть мир. Знаете, я побывал во многих горячих точках, где велись боевые действия, и скажу, что война – это всегда печальная действительность.
* * *
Михаэль фон дер Шуленбург – член Европейского парламента и бывший немецкий дипломат в ООН и в ОБСЕ. С 2005 по 2012 год занимал пост советника генсека ООН по политическим и миротворческим вопросам, а также работал в качестве представителя по миротворческим миссиям в Афганистане, Ираке, Иране и Сьерра-Леоне. Является потомком русской линии старинного немецкого дворянского рода фон дер Шуленбургов. В 2024 году совместно с отставным генералом Бундесвера и экс-начальником военного комитета НАТО Харальдом Куятом подписал декларацию в поддержку мирного плана Китая по Украине.