0
1104
Газета Культура Интернет-версия

31.01.2006 00:00:00

Возвращение из забытья

Тэги: гмии, чекрыгин, выставка


гмии, чекрыгин, выставка Василий Чекрыгин. Автопортрет.

Расцвет творчества Василия Чекрыгина пришелся на конец 1910-х – начало 1920-х годов, именно этот период и представлен в экспозиции. Так сложилось, что период этот был в его творчестве последним – в 1922 году Чекрыгин трагически погиб, было ему тогда всего 25 лет. Близко знавшие его люди говорили, что он предчувствовал свой ранний уход и, возможно, поэтому с юных лет относился к своему творчеству чрезвычайно серьезно. Рисовать он начал в 5 лет, в 12 поступил в иконописную школу при Киево-Печерской лавре, где считался самым талантливым учеником, а еще через год приехал в Москву и легко выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его называли «сверхребенком» – несмотря на юный возраст, он ставил перед собой не детские вопросы и задачи, спорил с Давидом Бурлюком и критиковал Владимира Маяковского, с которыми дружил в те годы. Потом была Юбилейная XXXV выставка Училища и уход из него, участие в знаменитой выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым, поездка в Европу, уход добровольцем на фронт во время Первой мировой войны, организация союза молодых художников и поэтов «Искусство – жизнь», больше известного под названием «Маковец», лидером и вдохновителем которого был Чекрыгин.

Ни современники художника, ни сегодняшние исследователи так и не определили его ни к какому авангардистскому течению 1910–1920-х гг., ни к одному из существующих «измов». За годы творческого самоопределения он прошел через увлечение пленэризмом Коровина и Левитана, через дружбу с футуристами и школу Ларионова, вступил в резкую полемику с супрематистами и конструктивистами, изучил искусство прошлых веков и, наконец, сформировал свою творческую программу, основанную на классических ценностях изобразительного искусства, на традиционной фигуративности вместо геометрической абстракции. И почитатели и оппоненты считали его единственным в своем роде художником, сравнивали с «одиноко блеснувшим метеором».

Главнейшим из искусств, а вернее, из видов живописи, Чекрыгин считал фреску. О монументальной росписи он мечтал всю жизнь, причем именно о росписи церкви, а не гражданского здания – ему казалось, что только так он сможет полностью выразить себя, свои художественные замыслы и философские идеи. Но о какой церковной росписи могла идти речь в 1920-е годы? Попав на прием к Луначарскому, Чекрыгин просил все о том же – чтобы ему дали стену для фрески, но вместо нее он получил работу в детском театре под руководством Генриетты Паскар, где выполнял эскизы костюмов и декораций к «Принцессе Турандот». Помимо собственно художественного творчества Чекрыгин много занимался философией и теорией искусства – писал тексты, выступал с докладами и лекциями. Его главный труд «О Соборе Воскрешающего музея» написан под влиянием утопической философии Николая Федорова. Именно с этим – с мечтой о фреске и увлечением философией – связан грандиозный графический цикл «Воскрешение мертвых», написанный им в последние годы. Групповые сцены, отдельные фигуры, портретные изображения написаны в импровизационной манере. Экспрессивные образы, выполненные монохромно, прессованным углем по белому листу бумаги, рождаются из бархатистых штрихов и пятен, страдают и борются, подтверждая способность искусства «воскрешать», оживлять, согласно художественно-философским взглядам мастера. Эти рисунки – по сути своей фрагменты неосуществленной фрески, о которой он мечтал, эскизы, бесконечная подготовка к ней, монументальные замыслы, выраженные на небольших листах бумаги. И рядом с ними выполненные в той же манере жанровые сцены и портреты, листы из других циклов.

Единственное живописное произведение на выставке – автопортрет художника, написанный в 1921–1922 гг. Глядя на него, сложно поверить, что на нем изображен молодой, 23–24-летний человек, он кажется гораздо старше, да и мало кому удавалось прожить за столь короткий срок такую насыщенную жизнь. Как писал он сам: «Много соков вытянула из меня живопись. Как тяжело отдавать душу мертвому холсту, холодной бумаге. Отдаем жизнь».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Банковские вклады теряют привлекательность

Банковские вклады теряют привлекательность

Анастасия Башкатова

Россияне хотели бы иметь в своих бюджетах больше валюты

0
515
Новое "парижское соглашение по пластику" маловероятно

Новое "парижское соглашение по пластику" маловероятно

Михаил Сергеев

Россия выступает против международных запретов на производство пластмасс

0
384
Выдачу материнского капитала ускорят в два раза

Выдачу материнского капитала ускорят в два раза

Ольга Соловьева

Правительство РФ утвердило измененные сроки рассмотрения заявок граждан

0
372
Путин дал поручения по модернизации и долгосрочному развитию судостроительной промышленности РФ

Путин дал поручения по модернизации и долгосрочному развитию судостроительной промышленности РФ

  

0
318

Другие новости