0
1443
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2010 00:00:00

Сто лет без одиночества

Тэги: фестиваль, театр, чехов


Чеховская пьеса у аргентинцев уместилась в полтора часа – причем к «Дяде Ване» легко присоседились реплики из «Служанок» Жана Жене. Лысеющий Астров (Марчело Субиотто) и чернявый дядя Ваня (Осмар Нуньес) то и дело превращаются в ироничных Клер и Соланж. Когда они обсуждают убийство госпожи – речь идет о Елене. А когда в самом финале Астров, прислонившись к косяку, с улыбкой говорит дяде Ване: «Госпожа должна выпить свой чай», вместо чая ему выносят стопку водки – на посошок. Парадоксальный ход, выявляющий чисто театральную природу происходящего, срабатывает именно в конце, когда уже уехали чувственная блондинка Елена (Мара Бестелли) и ее муж-профессор (Вильянуэва Коссэ). И простенькая игра в театр, в ненатуральность обстоятельств, затеянная режиссером Даниэлем Веронезе, спасает спектакль от наивной слащавости и серьеза.

«Дядю Ваню» играют в камерной прямоугольной выгородке, посреди которой стоит стол и пара-тройка стульев. Еще в белой стене есть маленькая ниша с откидной крышкой, в которую заглядывают то Телегин (Сильвина Сабатер), то Марья Васильевна (Марта Лубос), и, лузгая семечки, комментируют происходящее. Выходит, перед нами – очеловеченная копия кукольного театра. Только ведут себя эти «куклы» вполне обыденно, едва ли не по законам «мыльной оперы» – с истериками, вспышками раздражения, умильностью и внезапно пробудившейся страстью. Своей природной органикой и темпераментом, мягко говоря, отличным от русского, актеры успевают и в сжатом виде сыграть «Дядю Ваню». Так что лакуны – не в ущерб действию, они – неизбежное следствие наивной попытки пересказать пьесу в три подхода.

Лучше всего при такой методологии срабатывает комическое. Когда взбешенный заявлением Серебрякова дядя Ваня, крупный мужчина, смахивающий на сорокалетнего Марчелло Мастроянни, хватает пистолет и тычет им сперва в голову профессора, потом в сердце, и, наконец, в его зад, – снимается пафос нелепой вспышки гнева. Застав хрупкую Елену в объятьях Астрова, дядя Ваня быстро зажимает в кулак головки желтых цветков, которые нес профессорской жене. Наконец, когда Серебряков самозабвенно говорит явно о неизвестной ему Финляндии, где «такие красивые пейзажи», зал смеется – ну на что аргентинцам какая-то финская дача?

Зато молоденькая плаксивая Соня (Мария Фигерас), трогательно вставившая в черные волосы искусственный желтый цветок, чтобы понравиться Астрову, всю дорогу давит на жалость. Согбенная фигура Сони в розовом сарафанчике и розовых же резиновых перчатках напоминает о «трогательности» Чехова, от которой сам автор вряд ли пришел бы в восторг. Соня с вечно измученным выражением лица носится по крошечному лоскутку сцены, хлопочет по невидимому хозяйству, следит, чтоб дядя и доктор не напились, и даже крепит скотчем пресловутую карту на стену – самоотверженно подготовив место свидания Елены и Астрова.

Объяснение доктора и Елены, одетой в «городские» брючки и каблуки, – едва ли не лучшая сцена спектакля. Мнимая пассивность Астрова, терпеливо поджидающего, пока Елена выдаст себя, и колебание героини, которая для того, чтобы удержать доктора, делает вид, что расстегивает вырез кофточки – два ее нерва. И смущенно курящий сигару Телегин – а его играет женщина – выбегает из комнатки, напоследок троекратно, по-южному смачно, поцеловав Астрова.

Рамкой аргентинского «Дяди Вани» стали споры о том, какой нужно изображать жизнь на сцене – такой ли, как она есть на самом деле, или такой, какой она бывает в мечтах. Соня – носитель справедливости и тайного знания – конечно же, за мечту. Но куда интересней было бы из этого неприхотливого опуса узнать чуть больше о жизни по ту сторону Атлантического океана: там, говорят, страшная жарища и не до меланхолии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2027
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1904
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1480
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1329

Другие новости