Диковинные машины посреди леса скоро станут музейными экспонатами. Фото автора
«Сохраняем наследие мирового уровня, побуждая каждого стать его верным хранителем» – такой девиз у национального парка, «культурный ландшафт» которого в 2024 году получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Кенозерский национальный парк включает помимо собственно «Кенозерского» еще и «Онежское Поморье» – две заповедные территории, совершенно разные по духу и природе. Несмотря на их разный как ландшафтный, так и исторический потенциал, на обоих пространствах стремятся сохранить обширное культурное наследие – от археологического материала доисторических времен до следов советской цивилизации.
Самое большое открытие, которое можно сделать, впервые знакомясь с парком, – это то, что помимо впечатляющей природы, за которой сюда едут в первую очередь (увидеть невозмутимую гладь озер, нетронутый сосновый бор, песчаные дюны Белого моря), тут сохранились исконные северные деревни с феноменальными редкостями в виде расписных кенозерских «небес» в знаменитых деревянных церквах. Но также в Кенозерском национальном парке «музеефицируется» практически каждый гектар земли. Количество музеев, причем созданных «всем миром», поражает воображение.
Посвящены музеи густо разветвленной специфике здешней территории, где сошлись многие культуры, а форматы абсолютно «непредсказуемы» – от музея в деревенском аэропорту малой авиации до музея рыболовецкого быта под открытым небом. Инициируя такие «островки», национальный парк привлекает к их созданию местных жителей. Как в идейном плане, так и в практическом. Экспонатами становятся личные вещи из семей, где сохранились ценные артефакты, рассказывающие о быте северян за последние два с половиной века. Кенозерский национальный парк на самом деле единственный в стране, в чьей структуре создан музейный фонд, который насчитывает более 16 тыс. предметов.
«Кенозерский парк был образован в конце 1991 года и действовал как отдельная территория и учреждение. Но в 2016 году под наше управление присоединили и «Онежское Поморье». Архангельская область очень ярко воплощает Русский Север. На территории жили в основном финно-угорские племена, затем была новгородская колонизация, ростово-суздальская, московская – все шли на север к Белому морю, осваивали его и приносили культуру поля – сельское хозяйство, деревянное зодчество, что преобразовало ландшафт. Культура моря связана с рыболовецким промыслом, с морским зверем, что, конечно, очень сильно влияет и на ландшафт, и на мировоззрение людей, на архитектуру. И так получилось, что, когда к нам присоединили «Онежское Поморье», мы стали хранителями всех трех культур Русского Севера, который состоит из культур леса, поля и моря», – объяснила «НГ» руководитель ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Александра Яковлева.
В отличие от самого Кенозерья, которым сотрудники занимаются уже почти 35 лет, территория национального парка «Онежское Поморье» не такая освоенная. Но по каждой территории сегодня ведется постоянная исследовательская работа, результатом которой в ближайшие годы станут новые музеи. Их проектирование поддержал Фонд Потанина. В текущем году оба проекта полностью сформированы и уже ждут воплощения. Так, в Онежском Поморье будет создан информационно-мемориальный комплекс «Люди и локомобили» на месте бывшего Унского лесозавода, который работал на мысе Заяцком в 1930–1950-х годах. А в деревне Вершинино, центральной для Кенозерья, откроется археологический музей «Откуда Я?» на базе общественно-культурного центра «Львы и розы» в доме 1912 года постройки. Его экспозиция будет строиться по обратной хронологии: от современности к самым древним находкам.
В советское время на территории Онежского полуострова были расположены семь спецпоселков, куда ссылали раскулаченных из южных регионов СССР (украинцев, белорусов, немцев из Крыма, болгар с берегов Волги, астраханских татар, туркменов, казахов, калмыков). Всего на территории нынешней Архангельской области расселили наибольшее количество ссыльных Северного края: только в 1930 году сюда были депортированы 230 тыс. человек. Одним из главных принципов расселения была гарантия невозможности побегов. Здесь и сегодня при современном транспорте (машина-вездеход) – труднодоступные, удаленные от цивилизации места.
Работали спецпереселенцы вместе с вольнонаемными в том числе на Унском лесозаводе, от которого сегодня ничего, кроме остатков стен и железного оборудования, не осталось.
А теперь представьте: в лесу вы вдруг видите кирпичные своды, будто руины готического замка, а внутри высятся ржавые остовы причудливых машин. Это – локомобили, парогенераторы для подачи электричества. Машины были изготовлены в конце ХIХ – начале XX века в Англии и Германии (фирмы Marshall, Sons&Co и R. Wolf). Это одни из немногих оставшихся образцов паровых машин на территории России. Мемориально-индустриальный парк «Люди и локомобили» объединит две темы – тему индустриализации с раритетными машинами и «фрагмент» ГУЛАГа – историю высылки раскулаченных и их жизнь на Севере. Сотрудники Кенозерского национального парка провели несколько экспедиций с археологами и реставраторами, научными сотрудниками, а также с привлечением потомков спецпереселенцев, которые помнят, как был устроен завод и жизнь на нем. Их же, сегодня проживающих уже в других регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Минск, Махачкала и др.), куда возвращались их семьи после отмены ограничений, интервьюировали для книги воспоминаний «Излом. Книга памяти спецпереселенцев Онежского полуострова».
Рассказывать историю этого места будут три собирательных «голоса»: девушка-комсомолка, спецпереселенец-калмык и маленькая девочка. И сюжет развернется тремя гранями – внешней образцовой, внутренней неоднозначной и взглядом ребенка, который наблюдал жизнь заводского поселка в ее повседневных подробностях. После того как в середине прошлого века завод сгорел, на его месте недолго была военная радиолокационная база, а потом остатки строений уничтожило время, а локомобили в паросиловом цехе остались, где стояли по причине своей громоздкости, иначе и от них не осталось бы следа. Любопытна история их попадания в эти края: точных сведений об этом не сохранилось, но одна из версий гласит, что локомобили завезли перед Первой мировой войной, после чего оборудование застряло в порту Архангельска в революцию, а уже при постройке завода их распределили сюда.
И спустя век именно локомобили станут главными экспонатами в экспозиции, расположенной прямо на берегу морского залива под вековыми соснами, которая отразит портрет Советского Союза в миниатюре – с его идейным подъемом и страшной изнанкой.
Архангельск–Москва