Каждая новая технология со временем становится окупаемой и доступной массовому потребителю, отмечают эксперты. Фото © Ассоциация менеджеров
Отечественные компании проводят технологическую модернизацию, которая помогает совместить экономическое развитие с решением глобальных проблем – от сокращения ресурсов до изменения климата. Передовой бизнес обновляет производственные процессы, внедряет доступные цифровые решения, развивает системы экомониторинга. Лучшие примеры обсуждались на сессии «Технологии и наука на службе устойчивого развития» форума Ассоциации менеджеров «Дело в людях».
Инновации прошлого и будущего
«Сегодня мы стоим перед такими глобальными вызовами, как рост населения Земли, глобальное потепление, истощение природных ресурсов, – отметила председатель комитета по экологии Ассоциации менеджеров, директор департамента внешних коммуникаций компании Эн+ Ольга Санарова. – В этих условиях технологии и наука являются ключевыми драйверами развития бизнеса в таком направлении, чтобы последующие поколения не почувствовали на себе, как сегодняшнее экономическое развитие влияет на окружающую среду и ресурсы».
О том, как в целом бизнес использует эти ключевые драйверы, рассказал директор департамента инжиниринга, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и машиностроения консалтинговой компании Kept Александр Винокуров. По его словам, из новых технологий сейчас быстрее всего развиваются языковые модели и искусственный интеллект, сильное влияние на промышленные отрасли также окажет беспилотная авиация.
Эксперт обратил внимание, что в российской тяжелой промышленности основное оборудование меняется на более современное очень редко и локально, потому что это очень дорого. «В России еще с советских времен применяется метод постепенного обновления, – пояснил он. – Если в Германии угольные электростанции строились на 30 лет, а потом просто сносились и строились новые, то в России есть электростанции, где некоторые элементы оборудования стоят еще с царских времен. Мне встречалась котельная с жаротрубными элементами 1902 года, когда все остальное на ней уже обновили».
Компании начинают заниматься повышением эффективности, когда это выгодно экономически, улучшает их имидж и стимулируется государственными и отраслевыми требованиями, отметил Александр Винокуров. По его словам, в то время как некоторые российские компании еще только присматриваются к этой цели, у передового бизнеса с высокой степенью автоматизации уже появляется избыток данных.
«Например, в одной горнорудной компании с каждого самосвала ежесекундно поступает около 200 параметров, – рассказал эксперт. – Возникает вопрос, что с этими данными делать. В этой компании дошли до того, что по торможениям на дороге научились вычислять ямы и завели у себя «дорожный спецназ», который в течение 6 часов должен их устранять. Так они борются за увеличение коэффициента использования дорогой техники, которая в идеале должна ездить без остановки».
Каждая новая технология со временем становится окупаемой и доступной массовому потребителю, подчеркнул Александр Винокуров. Например, стоимость киловатт-часа промышленных солнечных батарей снизилась на 88%, наземных ветряков – на 68%, морских – на 60%. На российском юге получили широкое распространение солнечные водонагреватели – их стоимость за 5 лет снизилась на 20-30%, а общий рынок растет на 5-6% ежегодно.
В технологиях улавливания углерода в энергетике за последние 7 лет стоимость снизилась на 35% и прогнозируется дальнейшее снижение в 1,5 раза до 2030 года. В промышленности за последние 5 лет цена различных датчиков – давления, температуры и т.д. – снизилась в среднем на 20-40%, что позволяет предприятиям устанавливать больше устройств мониторинга и управления без значительного увеличения бюджета.
Опыт РУСАЛа
Примером эффективной модернизации в российской промышленности может служить алюминиевая компания РУСАЛ. Более 20 лет назад она создала инженерно-технологический центр РУСАЛ ИТЦ, акцентировав внимание на создание собственных технологий для применения как в модернизации действующих предприятий, так и в создании новых.
Например, новые алюминиевые заводы – Хакасский, Тайшетский, Богучанский – строились уже с учетом всех последних технологических достижений и работают на мощных современных электролизерах, разработанных в этом центре. Занимаются в компании и перспективной революционной технологией инертного анода, которая позволила бы полностью уйти от углеродного следа в производстве алюминия.
«За последние 10-15 лет мы достигли снижения выбросов на 35%, на 75% снизили сбросы производственных сточных вод, на 35% уменьшили потребление свежей воды, на 33% у нас снизилось образование отходов, – сообщил директор департамента экологии и климатического регулирования РУСАЛа Андрей Берняцкий. – 85% отходов, которые у нас образуются при производстве алюминия, мы возвращаем в хозяйственный оборот или продаем в качестве сырья для других производств».
Кроме того, компания развивает рециклинг алюминия, этого уникального материала, который легко перерабатывается и используется повторно. «Порядка 80% произведенного в мире за всю историю алюминия до сих пор используется, – отметил Андрей Берняцкий. – 90% алюминия, используемого в автомобильной и строительной отраслях, перерабатывается».
У РУСАЛа есть отдельный проект по вовлечению вторичного алюминия в производственные процессы. «Это важно не только для нас, но и всей мировой алюминиевой промышленности. Вторичный алюминий имеет нулевой углеродный след, а на его производство тратится всего 5% от тех энергоресурсов, которые необходимы для получения первичного металла – это и экономически, и экологически очень выгодная история», – заметил Андрей Берняцкий.
Отдельное направление в компании – внедрение искусственного интеллекта: например, на Красноярском алюминиевом заводе машинное зрение участвует в производственном контроле. А цифровизация предприятий позволяет моделировать любые ситуации и изменения в технологических процессах.
Экология под наблюдением
Советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали» Захар Азаров рассказал о проекте экомониторинга, который компания около года реализует в Череповце и сейчас внедряет в других городах присутствия. «Девять датчиков расположены в различных районах Череповца – на зданиях и вышках сотовой связи. Они дают возможность получения данных не только государственными регуляторами, экспертным сообществом, экологическими активистами, но и обычными жителями города. Они могут в режиме реального времени видеть ситуацию, оценивать, где какие выбросы. А мы можем оперативно реагировать. И это оказалось совершенно недорого, около 15 млн руб. позволили нам получить довольно резонансный и эффективный проект, который за короткое время помог нам наладить открытый диалог с жителями», – отметил он.
Промышленность занимается не только внедрением технологий для снижения воздействия на окружающую среду, но и созданием систем по мониторингу, учету и оценке окружающей среды , их доступностью для всех, подчеркнула Ольга Санарова. Такой проект реализует компания Эн+ во взаимодействии с российскими и монгольскими учеными на Байкале.
«Проводится комплексный мониторинг состояния Байкала и прилегающего бассейна уже седьмой год, привлекаем также ученых из Красноярска, Новосибирска, Иркутска, Москвы. Смотрим результаты и по тяжелым металлам, и, что очень важно, по пластику, – рассказала Ольга Санарова. – Результаты мониторинга презентуются на различных площадках, и вот уже Государственная дума на их основе разработала закон о снижении использования одноразового пластика на Байкальской природной территории. Все знают, что сейчас там нарастает массовый туризм, и последствия в виде пластика и микропластика превратились в реальное бедствие. Конечно, было бы справедливо такие меры вводить на всех побережьях, входящих в проект развития внутреннего туризма «Пять морей и озеро Байкал».
Цифровизация цемента
Внедряют технологии и в строительной отрасли. «В 2022 году мы запустили программу искусственного интеллекта, которая позволила нам сэкономить уже порядка полумиллиарда рублей на семи заводах, – рассказал руководитель департамента по связям с общественностью цементной компании ЦЕМРОС Сергей Кошкин. – Это цифровые помощники оператора печей. В искусственный интеллект погружаются все архивные данные за последние 40-50 лет, которые велись когда-то на бумаге, машины их анализируют, учатся на этих данных и в процессе круглосуточной работы печи дают подсказки оператору». Еще одна технология искусственного интеллекта следит за состоянием водителя цементовоза – усталостью, отвлечением внимания, разговорами по телефону, поведением на дороге.
Кроме того, ЦЕМРОС уже не первый год продвигает идею строительства цементобетонных дорог. «Это очень непростая история, потому что годами наша страна строила дороги из нефти, и дорожная отрасль целиком завязана на использование асфальта, – отметил Сергей Кошкин. – Пока лишь совсем небольшой процент дорог в России – бетонные, срок службы которых превышает 25 лет. В то время как практически все знаменитые немецкие автобаны построены из цемента. В Калининградской области очень много бетонных дорог, построенных еще в прошлом веке, которые сохранились в блестящем состоянии до наших дней».
В конце 2024 года в ЦЕМРОСе появился Департамент технических инновация для внедрения импортозамещающих разработок на основе передовых мировых практик, добавил Сергей Кошкин. Среди них – сульфатоалюмнатный цемент, который затвердевает за 8-10 часов (обычный портландцемент – за 28 суток) и склад-сканер, позволяющий вести точный учет сырья и продукции на складах.
Технологии для человека
Участники дискуссии подчеркнули, что внедрение технических инноваций бизнесом происходит прежде всего для человека. «Если мы применяем новые технологии, например, искусственный интеллект, то это во благо людей. Автоматизация производства позволяет сконцентрироваться на развитии новых навыков и опыта сотрудников», – отметила заместитель начальника управления международного сотрудничества алмазодобывающей компании «Алроса» Татьяна Гончаренко.
Например, для компании очень актуальна технология машинного зрения. «Мы недавно провели исследования систем, которые позволяют выявлять недостатки, сколы в наших алмазах, – рассказала представитель компании. – Также мы разрабатываем систему, которая отслеживает целостность конвертной ленты. Если раньше этим занимались наши сотрудники, то сейчас это спокойно можно доверить программному обеспечению. Мы можем освободить сотрудников от этих задач».
Эту идею развил и дополнил руководитель департамента по связям с общественностью «Совкомбанка» Антон Запольский. «Будущее цифровизации не в том, чтобы технологии заполнили нашу жизнь. Технологии, как это ни парадоксально, должны сделать так, чтобы взаимодействие человека с ними, с неодушевленным миром снижалось, а социальное взаимодействие, контакт человека с человеком увеличивался», – отметил он. Один из продуктов банка – цифровая платформа, которая как раз позволяет некоммерческим организациям сокращать время на работу с документами, подготовку отчетности, сбор пожертвований, чтобы максимизировать время на реальную работу со своими подопечными.