0
3116
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.06.2010 00:00:00

Добровольное самоограничение

Андрей Байков

Об авторе: Андрей Анатольевич Байков - кандидат политических наук, заместитель главного редактора журнала "Международные процессы".

Тэги: интеграция, ес, россия


интеграция, ес, россия Приоритеты – отношения друг с другом и развитие внутригрупповых связей.
Фото Reuters

Современная интеграция – важнейший глобальный тренд. При этом, как одно из наиболее употребительных понятий, понятие интеграции и представления о ней оказываются и все более аморфными. Плюрализм толкований остается как среди теоретиков, так и в среде практической политики и публичных дискуссий. Между тем, по сути, современная межгосударственная интеграция – не что иное, как механизм объединения ресурсов отдельных государств, стремящихся возвыситься над собственными «индивидуальными» возможностями и претендовать на лидерство – региональное и даже мировое, пусть и в групповом качестве. Парадоксальность интеграции – в добровольном самоограничении свободы действий государств посредством «уз» преференциального сотрудничества. В этом смысле интеграция, с одной стороны, сталкивается с тенденциями суверенизации, которые нарастают практически повсеместно в мире, но с другой – логически тяготеет к идее глобализации, которая постулирует, что суверенитета как будто должно становиться все меньше┘

Стартовав как амбициозный проект стран Западной Европы в 50-х годах ХХ века, продиктованный насущными целями достижения мира и процветания, в 1980-х и 1990-х интеграция преодолела тесные европейские пределы и стимулировала появление интеграционных и протоинтеграционных сообществ различной институциональной формы и успешности в Северной и Латинской Америке, Восточной и Южной Азии и даже, с оговорками, на пространстве СНГ. Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), МЕРКОСУР, Содружество Независимых Государств (СНГ), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС). Этот список легко продолжить. Число и видовое разнообразие экономических блоков устойчиво растет. Вместе с тем пестрота региональных версий часто не дает возможности взглянуть на интеграционные процессы как на частные проявления типологически единого феномена.

Наиболее бурно расширение географии интеграционных взаимодействий происходило в 1990-х и 2000-х годах. Наглядно эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере увеличения числа зон свободной торговли – первичной ступени интегрирования хозяйств (когда отменяются таможенные ограничения во взаимной торговле). Если в 1990 году в мире насчитывалось только 16 функционирующих зон свободной торговли, то в 1997-м – 72, а в 2005-м – 153. Без преувеличения все регионы мира оказались пронизаны импульсами интеграционного типа, отчасти даже пространство СНГ. Судя по составу большинства группировок, готовность к интеграции практически не зависит от исходного уровня развитости сближающихся стран или их долгосрочных целей.

Разумеется, не везде и не всегда межгосударственное сотрудничество правомерно называется интеграцией. Вместе с тем бесспорно, что в Зарубежной Европе, Восточной Азии, Северной и Южной Америке сроки осуществления, масштабность программ интеграционного характера, а также степень приверженности им местных лидеров и граждан не позволяют усомниться в том, что речь идет о реальных, но одновременно сложных политических, экономических, культурно-идеологических процессах, проблемах и результатах. Важно при этом подчеркнуть, что интеграционность определяется не процедурой принятия интеграционных решений или мерой реализованности принципа наднациональности, а устойчивой ориентацией участников интеграции на преференциальность отношений друг с другом, приоритетность развития внутригрупповых связей по отношению к внегрупповым, готовностью ради этого предоставлять друг другу на взаимной основе особые права, льготы и привилегии.

Глобальный интеграционный тренд, очевидно, не может не быть актуальным для внешнеполитической стратегии и практики России, которая в ближайшем международном окружении также стремится играть роль ядра потенциально цельного и в отдельных частях уже складывающегося интеграционного комплекса.

Многообразие регионального опыта

Интеграция стала реальным явлением международной политики в форме европейских сообществ в Западной Европе в 1950-х годах. Научные представления об интеграции тогда исходили из тезиса о построении однородного интегрирующегося пространства на базе единства культуры, институтов и экономики. В контексте географически компактной, культурно и идейно-политически близкой Западной Европы эта логика выглядела убедительной. Евросоюзовские и симпатизировавшие ЕЭС ученые на десятилетия предопределили в литературе и политической практике европоцентричное понимание интеграции. Это сейчас уже очевидно, что в силу стечения обстоятельств западноевропейская интеграционная форма отчетливо уникальна и едва ли воспроизводима где-либо еще.

Значение классических интеграционных теорий, при всей их глубокой проработанности, не может считаться достаточным в свете бурного роста многообразия регионального интеграционного опыта в последние 20–25 лет. Классические концепции более или менее успешно работают на материале интеграционных процессов в Евросоюзе, но могут служить в лучшем случае лишь отправными точками при анализе современных вариантов интеграции, например, в Латинской Америке, и еще меньше – в Тихоокеанской Азии.

В специальной литературе стал быстро крепнуть протест против ортодоксии интеграционных представлений в духе нормативности западноевропейского опыта. Налицо плюрализм научных взглядов и даже школ исследования региональных интеграционных процессов. Для нового поколения зарубежных исследователей стало типичным признание множественности региональных траекторий интеграционных процессов, разнообразия форм их реализации и регулирования.

Стала чаще мелькать почти преступная еще 20–30 лет назад мысль о том, что западноевропейская интеграция представляет собой важный, но в известном смысле «случайный» историко-политический феномен. Ее достоинством и отличием от других интеграционных инициатив является то, что европейская интеграция взросла на глубоко проработанных теоретических построениях ученых и общественных деятелей, веками грезивших о европейском единстве. Это же определяет и уязвимость интеграции в ЕС. Задав своего рода нормативную школу оценки, она сама «пала жертвой» жесткости выработанных критериев – ее носители в силу давности и перфекционистского характера идеи европейского единства всегда испытывали на себе существенное влияние его умозрительности и, как показывает современный опыт, все большей непрактичности. Жизнь богаче.

Важно отметить, что в научной литературе 2000-х годов нет заведомо ошибочных попыток подчеркнуть одинаковость интеграционных процессов в ЕС и других интеграционных объединениях. Напротив, практически все исследователи подробно и даже с упоением анализируют различия региональных версий с интеграцией в Евросоюзе. Новизна момента состоит в том, что (заимствуя естественно-научную терминологию) региональные разновидности интеграции перестали рассматриваться как разнородные явления. Возникает общенаучный контекст региональных исследований, в котором североамериканская, восточноазиатская и латиноамериканская модели интеграционного развития смогут быть поняты как действительно общемировой феномен, пусть и имеющий ярко выраженные региональные особенности.

Сегодня НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и другие подобные образования рассматриваются в одном ряду с ЕС, хотя никто не ставит под сомнение количественное и качественное превосходство, степень зрелости европейской интеграционной формы («интеграционного вида»).

Не стоит упрекать и некоторых российских исследователей евроинтеграции в абсолютизации значения опыта ЕС. Когда в СССР только создавалась школа интеграционных исследований, объектом ее изучения был и мог быть только один очаг интеграции – в Западной Европе. Однако сегодня интеграционные тенденции характерны для очень многих регионов мира. Лидеры и ученые в Западном полушарии и странах Азии широко и свободно применяют слово «интеграция» для описания реальных экономических и политических тенденций, в которых участвуют их страны. Термин «интеграция» прочно вошел в словарь российских политиков и политологов при обсуждении вопросов развития СНГ.

Своеобразная «интеллектуальная монополия» ЕС на понимание и интерпретацию интеграции вне ЕС уже в прошлом. В общем потоке публикаций о межгосударственной интеграции материалы по ЕС составляют сегодня только часть, хотя и весомую.


Сингапур: Ассоциация стран Юго-Восточной Азии рассматривается в одном ряду с ЕС.
Фото Reuters

Сближение на Востоке

Достижения западноевропейской интеграции беспрецедентны. В ЕС функционирует экономический валютный союз, есть общее таможенное пространство, нарастает плотность совместного, в отдельных аспектах – наднационального регулирования внутренней политики, прежде всего в области экономики и финансов. Разговоры об общей внешней политике и политике в области безопасности давно перешли в плоскость практических согласований и – отчасти – юридически обязывающих документов. События последних месяцев продемонстрировали степень сплоченности ЕС. Тем не менее к концу 2000-х годов обоснованность оценок межгосударственных процессов в других регионах мира, имеющих значение для внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии России (прежде всего в Восточной Азии и Южной Америке), как процессов действительно интеграционных также не вызывает сомнений.

Во-первых, важным аспектом интеграционных усилий повсеместно вне Европы является нарастающая координация политики в ряде областей взаимодействия – торговой, транспортной, финансовой, отчасти экологической. Конечно, нельзя говорить о проведении «общих политик», как в Евросоюзе. В то же время в некоторых сферах принцип коллективного согласованного действия начинает преобладать над разрозненными индивидуальными шагами отдельных государств. Так, АСЕАН выступает консолидированным игроком на торгово-экономических (ВТО) или международно-политических переговорах (в отношениях с ЕС, США, Россией, Индией и т.д.), сначала вырабатывая свою позицию между собой, а затем оглашая ее в качестве коллективной переговорной платформы.

Во-вторых, страны-участники интеграции, например в Восточной Азии, добиваются сближения своих экономик через гармонизацию технических требований и введение единых правил происхождения товаров. Хотя они и пробуют достичь этого без движения к наднациональности. Для реализации цели сближения страны МЕРКОСУР осуществляют меры также безусловно интеграционного характера, предусматривающие либерализацию экономического пространства, включая облегчение режима обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой

В-третьих, после азиатского кризиса 1997–1998 годов к координации политик стран Юго-Восточной и Восточной Азии прибавился новый мощный инструмент – создание общих «пулов» ресурсов с общим же управлением, которое наиболее ярко проявилось в действиях по защите финансовых систем стран региона от валютных колебаний, когда страны форума «АСЕАН плюс Три» фактически сформировали единый резервуар средств для стабилизации колебаний курсов национальных валют. В этом же русле находятся меры по созданию общего рынка облигаций среди стран АПТ. Предпринятые тогда шаги помогли смягчить последствия глобального кризиса 2008–2009 годов и приободрили местных лидеров. Иначе говоря, если в ЕС валютно-финансовую интеграцию предваряло создание полноценного таможенного союза с возведением единого тарифного барьера по периметру внешних пределов сообщества, то в Восточной Азии страны, миновав стадию таможенного союза, сразу шагнули к этапу валютно-финансовой координации.

На фоне устойчивого внимания стран Незапада к сближению и оформлению преференциального сотрудничества важно удержаться от попыток превозносить или уничижать достигнутое в ЕС. Прежде всего в экономике. Объективная оценка происходящего в Евросоюзе позволяет охарактеризовать его как неравномерно интегрированный комплекс, в котором анклавы с высоким уровнем сращивания (общая сельскохозяйственная, рыболовная политика), гармонизации (макроэкономическая политика в границах всего ЕС) и централизации принятия решений (страны еврозоны) соседствуют с секторами низкой степени интегрированности (национально-специфические, ремесленные производства) и даже с теми, где возможен эффект дезинтеграции (социальная политика, налоговое законодательство). Асимметричность интеграции была связана как с периодическими этапами расширения, углублявшими внутреннюю неоднородность ЕС, так и с цикличностью мировой конъюнктуры. В период спадов степень конвергенции стран снижалась, а региональные диспропорции возрастали. Такое происходило в ходе глобальных спадов начала 1970-х и 1980-х годов. В этом смысле происходящее в ЕС сейчас – вполне вписывается в этот тренд.

ЕС: углубление процессов

Главной тенденцией интеграции в ЕС является переход от поверхностной интеграции – к глубокой, от секторальной – к комплексной. Принцип постепенности западноевропейской интеграции к настоящему времени принял вид следующей схемы: от таможенного союза и общего рынка товаров – к единому внутреннему рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц – затем к экономическому и валютному союзу. Феноменологическую уникальность экономической интеграции в ЕС придает ориентация на общие структуры, общие политики, общее правовое пространство. В этом ее отличие от философии свободной торговли, которой проникнуты модели некоторых других интеграционных групп (НАФТА, ЕАСТ, АТЭС). С точки зрения создателей ЕЭС, единый хозяйственный комплекс остается неполным без синхронизации внутриэкономической политики стран-членов. Исходные фазы интегрирования национальных экономик (зона свободной торговли и таможенный союз) – только первые шаги на пути к более глубокой конвергенции хозяйств, где даже общий рынок предстает лишь промежуточным звеном.

Установка на тотальное, квазигосударственное интегрирование, при котором экономики государств-членов начинают сопрягаться подобно внутригосударственным регионам, остается базовым элементом экономической интеграции в ЕС.

С точки зрения управления интеграционными процессами существенно следующее наблюдение. В ЕС и, скажем, в АСЕАН механизм принятия ключевых интеграционных решений, как ни странно, работает типологически схожим образом. Главную роль в них играют не наднациональные институты, а исполнительная власть стран-членов. В ЕС – это Европейский совет, а в Восточной Азии – регулярные саммиты глав государств и правительств. Сфера компетенции наднациональных органов в Евросоюзе охватывает в основном самые «технические» сферы – отношения экономического и научно-технического характера. Государства ЕС неохотно следуют наднациональной процедуре принятия решений. Многие вопросы реального делегирования суверенитета по-прежнему решаются путем межправительственных согласований.

В других регионах более сложная картина. В Восточной Азии, например, на фоне продолжительной и трудной борьбы за суверенитет в политике сама эта мысль не получает поддержки. Идея ограничения суверенитета, его делегирования на наднациональную ступень подсознательно связывается с «реанимацией колониализма». Идеал Восточной Азии – не универсальная, а избирательная, не максимальная, а дозированная интеграция в экономике под строгим контролем суверенных национальных правительств. Местные страны готовы частично и постепенно делегировать органам межгосударственного сотрудничества и координации некоторые из своих экономических полномочий в отдельных, секторальных вопросах, но вряд ли, насколько можно пока судить, – политическую власть. Стратегия регионального сотрудничества причудливо совмещается в мышлении лидеров восточноазиатских стран с образом сильного государства. Продолжая шаги в направлении к взаимному экономическому сближению, восточноазиатские страны применяют для его характеристики слово «регионализм». При этом оно употребляется в том же значении, что и слово «интеграция» в применении к ЕС. В обоих случаях имеется в виду преференциальное сближение для достижения общих целей.

Глобальное осмысление интеграционных моделей и стратегий их поиска поможет России рано или поздно определиться по поводу интеграционных явлений в своем ближайшем международном окружении: либо вовсе отказаться от экспериментов и просить ЕС принять к себе Россию, либо продолжить линию параллельного движения – одновременно к построению системы преференциальных отношений с некоторыми из государств СНГ и к выработке оптимальной формулы сотрудничества с Евросоюзом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
726
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
895
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1031
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
990

Другие новости