Фото агентства городских новостей "Москва"
Завершением минувшей недели, в течение которой экономический блок правительства обсуждал управляемую мягкую посадку российской экономики, стал опубликованный Министерством экономического развития прогноз на период 2026–2028 годов.
Исходя из базового варианта, в следующем году рост ВВП еле-еле превысит 1%, а промышленного производства – 2%, инвестиции в основной капитал при этом сократятся на 0,5%. И все это будет происходить в условиях инфляции, которая, как ожидается, наконец-то достигнет таргета Центробанка (ЦБ) и составит 4%, что пока все-таки сомнительно – особенно с учетом ожидаемого увеличения тарифов.
После официальной публикации прогноза именно ситуация с тарифами вызвала наиболее бурную реакцию среди экспертов, не поскупившихся на жесткие формулировки и назвавших предстоящее увеличение коммунальных платежей грабительским. В частности, с такой оценкой выступили авторы аналитического Telegram-канала MMI (ранее регулярный участник макроэкономических опросов ЦБ), отметив, что рост тарифов оказался «еще выше, чем заявлялось ранее».
Напомним, в апреле этого года Минэкономразвития скорректировало прогноз по средней индексации совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на 2026 год, повысив его до 9,8% с прогнозировавшихся ранее 5,4%.
Как теперь сообщается в материалах министерства, «рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, включающие газо-, электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами, в среднем по РФ прогнозируется в 2026 году на уровне 9,9%, в 2027 году – 8,7%, в 2028 году – 7,1%». Это усредненные значения. Так, если брать, например, цены отдельно на электроэнергию для населения, то они, как прописано в прогнозе, в 2026 году подскочат сразу на 11,3%, в 2027-м – на 8,6%, в 2028-м – еще на 9,1%.
Растущее коммунальное бремя, судя по всему, будет сопровождаться увеличением бремени налогового. На минувшей неделе глава Минфина Антон Силуанов представил проект федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Особое внимание уделяется поиску ресурсов для дальнейшего финансирования поставленных перед страной задач. Как пояснил министр, ключевые приоритеты – выполнение социальных обязательств, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей участников СВО, а также достижение прописанных президентом национальных целей развития до 2030 года.
«В рамках бюджетного пакета предлагается внести изменения в налоговое законодательство. Для финансирования обороны и безопасности предлагается повысить стандартную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на 2 процентных пункта (с 20 до 22%). При этом льготная ставка 10% сохранится для всех социально значимых товаров – это продукты питания, лекарства, медицинская продукция, товары для детей и другие», – сообщил Силуанов.
По факту НДС перекладывается в конечные цены для покупателей, и повышение ставки такого налога само по себе рискует тоже стать заметным проинфляционным фактором. В Центробанке, впрочем, пока такие опасения не поддерживают. Как пояснила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, пересмотр НДС может повлиять на скорость снижения инфляционных ожиданий, но это будет разовый, краткосрочный эффект.
И в любом случае это, по мнению Набиуллиной, значительно лучше, чем если бы правительство выбрало путь увеличения бюджетного дефицита. В Минфине назвали подготовленный проект сбалансированным и устойчивым. «Дефицит федерального бюджета определен в размере около 1,4% ВВП ежегодно», – пояснил Силуанов. Так, в 2026 году он составит 1,6% ВВП, в 2027-м – 1,2% ВВП, в 2028-м – 1,3% ВВП.
Главной иллюстрацией заявленной правительством мягкой посадки российской экономики можно считать тенденции, происходящие сейчас в отечественной промышленности: рост промпроизодства продолжил замедляться, составив по итогам августа в годовом выражении 0,5%, а по итогам января–августа – 0,8%.
«Все больше отраслей в обрабатывающем производстве России переходят в отрицательную зону, – прокомментировал новые данные финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance). – Из 24 отраслей лишь шесть в плюсе». И это в основном только те индустрии, которые прямо или косвенно заточены на обеспечение нужд СВО.
«Августовский отчет показал разрыв между отраслями, завязанными на госзаказ, и всеми остальными отраслями. Все, что связано с военно-промышленным комплексом, растет по экспоненте, причем никакого потолка производства не наблюдается, тогда как емкие и системообразующие отрасли промышленности в обвале на 4–11% с тенденцией на ускорение снижения», – считает эксперт. Анализируя прогноз Минэкономразвития на следующую трехлетку, канал MMI отметил, что «военные отрасли» в 2026–2028 годах будут расти вдвое быстрее, чем обрабатывающая промышленность в целом.