0
8454
Газета Образование Печатная версия

02.04.2025 18:34:00

Главное не перепутать жертву с инициатором конфликта

Культура достоинства – единственный способ предупреждения агрессивного поведения незрелых детей

Тэги: система образования, школа, буллинг, травля, агрессия, дисциплина


система образования, школа, буллинг, травля, агрессия, дисциплина Светлана Кривцова: «Школой не могут руководить родители. Но в слабых школах получается именно так». Фото со страницы Президентской академии в «ВКонтакте»

Согласно данным социологов, с травлей в школах (буллингом) сталкиваются 57% детей и 70% учителей. Почему система общего образования фактически спасовала перед школьным буллингом и сможем ли мы в конце концов его преодолеть? Об этой проблеме современной российской педагогики беседуют кандидат педагогических наук, журналист Антон ЗВЕРЕВ и психотерапевт, автор книг «Учитель и проблемы дисциплины», «Буллинг в классе. Как избежать беды?» Светлана КРИВЦОВА.

– Светлана Васильевна, в Федеральном институте развития образования РАНХиГС вы долгое время руководили «Антибуллинг-Центром». Борьбу с оледенением нравов проводили комплексно по авторским методикам: командный тренинг, живые этюды, поддерживающая терапия... И что в результате?

– В системе образования я работаю с начала 80-х годов. Сначала был Московский институт усовершенствования учителей, потом его российский аналог – РИПКРО. За эти годы много книжек написано, интенсивных погружений в рамках повышения коммуникативной личностной компетенции учителя проведено.

Что интересно: и в перестроечные, и даже в 90-е годы, несмотря на царившие тогда бедность и хаос, все это было востребовано. Педагоги тянулись к новым технологиям, инструментам саморазвития.

По обучению тому, что стало называться «культурой достоинства», проводила занятия с учителями, взяв за основу богатый интернациональный опыт. Американский, английский, немецкий... А затем и наш, начиная с дореволюционного.

Все это время самой важной фигурой в образовании представлялся мне учитель. Ведь он напрямую выходит на общение с ребенком, оказываясь в роли конструктивной, мудрой и позитивной модели для него. Сначала дети влюбляются в личность учителя, а затем в его предмет: проводником в область культуры, ценностей и должны быть надежные и интересные взрослые.

Но потом реформы сделали вираж, низвергнув эту главную фигуру с пьедестала. Воспитание связали почему-то исключительно с идеологическими ритуалами. Учителя расслабились. Они решили, что воспитание больше не их стезя.

– На ваш взгляд, это не так?

– Больше скажу. По-моему, реформы, начиная с этого момента, свернули на ложную дорогу. Вкладываться все-таки надо было в компетенции учителя и в относительную самостоятельность и независимость школ. От кого? И от родителей, и от государства. Я говорю «относительную», потому что контролировать школы, конечно, должны общественные организации, само общество. А сейчас школы лишены независимости. Так что теперь вся эта отрасль сделалась жертвой буллинга. Проще говоря – травли.

Ее троллят родители, вышестоящие органы. Все сейчас жертвы.

– Жертвы чего? Имеете ли вы здесь в виду и федеральные диагностические исследования, в которые вовлекают наших детей?

– К сожалению, да. Ведь там, где акцент сдвинут на достижение академических результатов, люди напуганы. И никто уже не задает себе вопроса: а интересно ли, скажем, прошел урок? Или: а какая атмосфера у нас в школе? Силы развития начинают работать только, когда ребенок чувствует мир в душе (то же можно сказать и о взрослом). Когда люди напуганы, им не до этого – они выживают, сверху донизу.

Не думаю, что реформаторы рассчитывали на такую развязку, они хотели хорошего. Но в результате вся школа оказалась беспомощной перед буллингом. И даже государство защитить ее от этого не может.

Напомню, что травля – это наиболее часто встречающийся в ученической среде вид «неуставных» отношений. Возраст такой, ничего не поделаешь. Если учителя не занимают взрослую позицию, снимают с себя ответственность за подопечных, буллинг вспыхивает со стопроцентной неизбежностью. Дети переключаются на сверстников как на референтную группу, ну а дальше начинают действовать законы стада.

– Давайте поговорим о хорошем. Ваших гостей в прихожей встречает грандиозный фотоснимок Зигмунда Фрейда, запечатленного в полный рост...

– В связи с этим вспоминаю давнюю австрийскую историю, так напоминающую нашу нынешнюю. Более века назад Австро-Венгрия объявила среднее образование обязательным. И в 1913 году – будто в ответ – по всей империи прокатилась волна школьных суицидов. Был собран конгресс педагогов, на него пригласили Зигмунда Фрейда. Он не приехал, но прислал речь.

Эти его слова я помню наизусть: «Школа – это место, где надолго собрано большое количество незрелых еще пока личностей. Поэтому в ней были, есть и будут такие негативные явления, как агрессия, суициды и все виды незрелого поведения. Это нормально. Но в школе также есть или должны быть и зрелые личности – взрослые. И вот их задача сделать так, чтобы школа для этих детей стала теплым домом. Это единственный способ предупреждения суицидов и агрессивного поведения незрелых детей».

Конечно, для детей это естественно и правильно – зависеть от взрослых. А если они в них разочаровались? Школой не могут руководить родители. Но в слабых школах, где по факту дети оказываются без взрослых, получается именно так.

А крайним назначается несчастный, единственный на тысячу учащихся школьный психолог. Это неправильно, когда учитель, классный руководитель, который ведет урок, снимает с себя ответственность за плохое поведение ребенка и чуть что отправляет его к психологу. Учитель ближе к ученикам, он личностно для них важнее.

– Как вы относитесь к законопроекту по противодействию подростковой агрессии, который готовится к внесению в Госдуму? И в частности, к пункту, обязывающему школы сообщать о случаях буллинга в комиссию по делам несовершеннолетних и полицию?

– У меня к законодателям вопрос: а что будет делать полиция? То есть кто будет там разбираться, буллинг это или нет? Может быть, первым донесет в полицию как раз буллер? Это его обычная манера: когда пахнет жареным, он великолепно прикидывается жертвой, и в итоге очень часто за буллинг наказывают потерпевшего, а не зачинщика.

Человек врет так, что вводит в заблуждение даже искушенного психолога. Понимаете, это же химия, патология – он с молодых ногтей выживал, приспосабливаясь, лицедействуя, говоря то, что ему поможет выжить. Конечно, он научился и врать, и прикидываться кем-то, и плакать, искренне размазывая слезы по лицу.

Это было в моей практике неоднократно: психолог выходит из переговорной комнаты, утирает слезы буллеру и говорит: «Знаете, он такой хрупкий беззащитный человек, это его подтолкнули к вынужденной самообороне...» Спрашивается: разве у нас в полиции есть люди, которые отличат вот эту психопатологию от чего-то настоящего? Может ведь получиться так, что вся машина наказаний обрушится на ни в чем не повинных людей, а не на тех, кто подрывает мир в учебных классах. Тут все дело в тонкости: не перепутать первых со вторыми...

Но сперва нужно учить школьных психологов (а вовсе не людей в погонах!) распознавать хотя бы признаки тяжелой психопатологии. Ведь при хорошей диагностике внешне похожие конфликты могут оказаться совершенно разными по своему происхождению.

Понимаете, полиция – это тяжелая форма воздействия. А где же самая обычная профилактическая работа воспитателей с потоком негатива? Ее на уровне детского сада, школьного класса и так далее должны, по-моему, представлять как минимум семь линий обороны, иначе захлебнемся. 


Читайте также


На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

Наталья Савицкая

Люди стали доверять искусственному интеллекту не только когнитивные функции, но и право выбора

0
815
Семьи не готовы наставлять детей самостоятельно

Семьи не готовы наставлять детей самостоятельно

Наталья Савицкая

Агрессия родителей зачастую вызвана низким качеством педагогических услуг

0
789
По жизни идем дворами

По жизни идем дворами

Андрей Мельников

Ностальгия по советскому детству и кризис среднего возраста

0
3253
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
1915

Другие новости