0
800
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Лица и характеры

Тэги: журнал поэтов, газета поэзия


журнал поэтов, газета поэзия Поэзо-лестницы в поэтический космос.
Альберто Джакометти. Дворец в четыре часа утра. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Антология ПО. Альманах «Журнал поэтов». – М.: Академия Натальи Нестеровой, 2007. – 460 с.

Напомним предысторию издания. В 1995 году, весной, у Генриха Сапгира собрались Игорь Холин, Константин Кедров, Елена Кацюба и Валерия Нарбикова. Было решено издавать «Газету Поэзия», зависимую только от воли ее творцов.

Идею поддержали Андрей Вознесенский, генеральный директор Пен-клуба Александр Ткаченко, Вадим Рабинович. К ним присоединилась Людмила Ходынская, привезшая из Голландии стихи нидерландских поэтов.

И в октябре того же года прошла презентация первого номера газеты. В 2000 году произошла метаморфоза: «Газета Поэзия» стала «Журналом Поэтов». Связано это было, возможно, с проведением в Москве Всемирного конгресса Пен-клубов и празднованием в театре Юрия Любимова на Таганке 1-го Всемирного дня поэзии, учрежденного ЮНЕСКО.

С той поры за десятилетие вышло 20 номеров «ПО», где появились тексты 284 отечественных и зарубежных авторов, среди которых помимо указанных выше инициаторов чаще других публиковались Алина Витухновская, Валерия Нарбикова, Сергей Бирюков, Вилли Мельников, а также Белла Ахмадулина, Геннадий Айги, Андрей Битов, Вячеслав Куприянов, Римма Казакова, Сергей Мнацаканян, Юрий Арабов...

В первом же номере читатель получил эссе Валерии Нарбиковой и Генриха Сапгира, прозу Нины Садур. Что уж тут говорить о литературоведческих и критических изысканиях; их, как говорится, сам Бог послал.

Фрагменты прозы Егора Радова – особая статья для разговора, однако характерной для времени 90-х красочной «желтизны» они, конечно, добавили. А внежанровая публикация Игоря Яркевича «Проза, конь и две собаки», наоборот, высветлила образ завзятого литературного о(нано)технолога.

Парадоксально, как в рамках столь ограниченного по публикационному пространству проекта меняются и соотношения столь разных по восприятию (вообще в искусстве) фигур. Скажем, Вознесенский, Холин, Рабинович или инфернальная Алина Витухновская, которая в периодике почти не печатается.

Тут бы стоило привести цитату, но как же трудно вычленять правомочный пример из трудноразрушимого целого. Но вот вам стихотворение Витухновской «Синее»:

Мифология и патология
вреда.
Синяя борода.
Синее преступление.
Синяя казнь.
ЖЕНЩИНА
ПОДЛЕЖИТ
УБИВАНИЮ –
трижды прав
господин Синяя Борода.
Только иногда,
лежа в постели,
я думаю:
Зачем эти прогулки по замку?
Зачем эти связки ключей?
Смерть и так хороша.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНА СМЕРТЬ
МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН!

Возвратимся ab ovo. У истоков редакции «ПО», допреж ее, существовало поэтическое общество ДООС (Добровольное Общество Охраны Стрекоз), основанное еще в 80-х в пику ДОСААФ. Оттуда и забавные титулы ряда именитых авторов: стрекозавры и стихозавры. А ДООС-лингвозавр Вилли Мельников сочинил такую «Клятву ДООСа»: «Окрыляясь по-стрекозиному, уверяю в разветвистинности моих стремлений излетать поэтический космос ДООСнования в поисках стрекозарений на мфтулингве. Обещаю своим старшим братьям стрекозаврам и стихозаврам взращивать стихоткровения, стихотворения и стихосварения всеми известными и неведомыми размерами от упрямба до птеро-дактиля, от шмелей ДО ОС. Буду и дальше наращивать смыслпоэтажность поэзо-лестниц, выстругивая для них Доски, какой бы страхосферный стрекозноб меня ни охватывал!..

Стрекоза – существо многомерное и полиглотное: по-латыни она звучит как odonatum – буквально «рожденный ароматом Вселенной»; по-латгальски – «воспаряющий»; по-непальски – «страж ручьев»; на языке майя – «посланник змеиных снов»; а итальянцы называют стрекозу la feccia del vento – «стрела ветра»; и, наконец, на языке догонов стрекоза – «лучистое пение травы». Посему я, окрыляясь получением волшебного ДООСкара, обязуюсь продолжать попытки объяснить муравьям, что отбрасывать свои крылья после брачного полета совсем необязательно: ведь они так удобны для записи стихов, которые лучше сочиняются в полете и оказываются прекрасным горючим при отыскивании новых строк к вкусному стрекозавтраку».

Хочется цитировать еще и еще, игра смыслов, прятки и находки букв и звуков столь изощренны и завораживающи; и хотя «дороге нет конца», как выразилась одна из участниц «ПО», предел рецензионного отклика исчерпан. Еще одной замечательной книгой на Земле стало больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Олег Никифоров

На следующих федеральных выборах немцы ждут победы "Альтернативы для Германии"

0
1152
Искусственный интеллект на пороге коллапса

Искусственный интеллект на пороге коллапса

Анастасия Башкатова

Под вопросом окупаемость инвестиций и качество нейросетей

0
1765
Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Екатерина Трифонова

Разговоры о намерении вынести обвинительный приговор не считаются нарушением этики

0
1266
Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Дарья Гармоненко

Парламентские партии резко снизили градус протестной риторики в защиту свободного интернета

0
1486

Другие новости