Рогунская ГЭС продолжает строиться, но риски, связанные с горными породами, существуют. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr
В Центральной Азии растет число электростанций, не насыщающих атмосферу выбросами углекислого газа, – солнечных, ветровых и гидроэлектростанций. Инженерные изыскания начаты в зоне будущей атомной электростанции (АЭС) в Казахстане. С выбором генподрядчика АЭС определился Кыргызстан. Достройка крупной Рогунской ГЭС ведется в Таджикистане.
За 35 лет в регионе уже возведены сооружения, которые не стыдно показать. В Таджикистане появилось несколько «самых больших» объектов – самый высокий флаг, самая большая чайхана «Дыня», строится самая высокая в мире каменно-земляная плотина. Тем не менее рекорд высокого флага продержался недолго, чайхана «Дыня» не стала популярнее недавно снесенной чайханы «Рохат», и ее выставили на торги.
Что же касается плотины в Рогуне, не исключен вариант снижения ее высоты и, как следствие, снижения объема водохранилища и мощности ГЭС. И дело не в том, что против этой ГЭС выступили экологи организации «Реки без границ» (см. «НГ» от 20.04.25), а еще раньше протестовал Узбекистан. Дело в том, что гидроэлектростанцию строят по проекту 70-х годов XX века на Ионахском тектоническом разломе и под плотиной лежит мощный пласт соли. Других опасных тектонических разломов в Центральной Азии, как и во всем мире, довольно много.
Самый известный разлом земной коры – рифтовая зона озера Байкал. Середина тектонического разлома длиной 1500 км заполнена водой озера, а сам рифт расположен на стыке Евразийской и Амурской плит. Таких крупных тектонических разломов в Центральной Азии нет, но регион расположен на границе Евразийской и Индийской плит, и в горах Тянь-Шаня и Памира накапливается колоссальная энергия. О масштабах высвобожденной энергии говорит известная в Таджикистане гора «Тюльпан» высотой более 1 км, где горные породы в минувшие тысячелетия скручены в дугу. Беспокойство ученых вызывает зона Таласо-Ферганского тектонического разлома, где эпицентры землетрясений залегают на глубине до 50 км.
За примерами катастрофических землетрясений далеко ходить не надо. В 1949 году был разрушен Ашхабад. В том же году в 200 км от Рогунской ГЭС был уничтожен кишлак Хаит в Таджикистане – сила толчка в эпицентре была такой, что горы смыкались с двух сторон со скоростью около 100 км/ч. В 1966 году пострадал Ташкент, а в феврале 2023 года в Турции в зоне пересечения Африканской, Анатолийской и Аравийской тектонических плит произошло крупное землетрясение (см. «НГ» от 12.02.23), в котором погибло более 50 тыс. человек.
Сегодня помнят и о Сычуаньском землетрясении в Китае в 2008 году. Земные толчки 7,9 балла чувствовали даже в центральных городах Китая, в Индии и в России, а число погибших превысило 80 тыс. человек. Учеными установлен разрыв Вэньчуаньского тектонического разлома протяженностью 300 км со смещениями в несколько метров. В результате была повреждена плотина высотой 156 м, и вода угрожала затопить город Дуцзянянь, где проживало 500 тыс. человек, поэтому водохранилище опорожнили, чтобы выполнить ремонт плотины. Ряд ученых-сейсмологов полагают, что земные толчки могли быть следствием колоссального давления воды на разлом недалеко от эпицентра. По некоторым данным, главный инженер Сычуаньского бюро геологии и минералов Фан Сяо считал, что за два года, прошедших от начала заполнения водохранилища до катастрофы, вода поступила вглубь разлома. Китайский геофизик Лей Синлин также полагает, что вода в водохранилище могла привести к сейсмическим толчкам в районе разлома.
Вывод, который сделали из трагедии китайские геоморфологи, свидетельствовал о том, что причиной толчков стал резкий рост напряжения горных пород. Наученные опытом, китайцы следят за состоянием своих плотин, а от финансирования Рогунской ГЭС Китай, Россия и Узбекистан воздерживаются. А ведь глубина воды в водохранилище Рогуна – сотни метров, и давление воды на грунты основания будет огромным.
Известно, что строительство плотины высотой 335 м находится под контролем властей Таджикистана, и Рогунскую ГЭС считают флагманом развития экономики. В середине 80-х годов XX века автор этой статьи руководил группой компьютерных расчетов волны прорыва из Сарезского озера объемом 17 куб. км на Памире (см. «НГ» от 29.12.1999) и не намерен никого пугать. Но если стоящая на Ионахском тектоническом разломе плотина Рогунской ГЭС разрушится от землетрясения, по Вахшу понесется волна прорыва высотой до двух сотен метров, причем это может произойти еще при жизни нынешнего поколения.
Катастрофа будет ужасной, каких еще не было. Волна прорыва войдет в Нурекское водохранилище, перехлестнет через плотину и разрушит город Нурек. По реке Вахш понесется поток суммарным объемом более чем в 10 куб. км. Сметая на пути несколько ГЭС Вахшского каскада, поток пойдет по Амударье вплоть до бывшего Аральского моря. Столицу Таджикистана не затронет, но в зоне затопления (как и при катастрофе на Сарезском озере) окажется до 7 млн человек, а соседние страны и Россию накроет волна беженцев. Политические последствия никто не прогнозировал, но еще раз напомнить о возможной катастрофе не мешает – инженеры, которые возводят плотину, должны знать об ответственности (см. «НГ» от 18.07.24).
В Центральной Азии, и особенно в Таджикистане, часто говорят о высоком потенциале ГЭС, но эти разговоры будут стихать. Говорить об этом можно долго, но потенциал – это не новые электростанции, а лишь слова. Восхищение от слов «халва-халва» и от несостоявшегося возведения более десяти нарисованных крупных ГЭС на трансграничной реке Пяндж (см. «НГ» от 12.11.23) уже практически прекратилось. И прекратилось не оттого, что борта плотин упираются в берега двух разных стран, а потому что по реке Пяндж может пройти волна прорыва из Сарезского озера, – она уничтожит все живое. А если угрозу прорыва озера исключить понижением горизонта воды, поток может пойти из любого другого сейсмоопасного района Памира.
В мире строят «чистые», без выбросов углекислого газа атомные электростанции, и сегодня насчитывается более 440 атомных реакторов, но в Центральной Азии их еще нет. Экспертиза проекта Рогунской ГЭС, проведенная Всемирным банком, дала заключение о том, что проект технически осуществим. Однако эксперты пишут, что для окупаемости проекта стране придется продавать 70% электроэнергии, срок выплаты дивидендов за купленные акции не назван, и вопрос высоты плотины все еще беспокоит людей. Опыта строительства на тектоническом разломе практически нет. Мало кто знает и о конвергенции (сближении стен) машинного зала Рогунской ГЭС. Журнал «Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук» писал в 2020 году: «...процесс сближения боковых поверхностей в створах машинного зала на конец 2018 года носит незатухающий характер», поэтому запас прочности (если он есть), видимо, было бы не лишним просчитать дополнительно.
Информация в статье приведена, чтобы привлечь внимание к проблеме. Там, где речь идет о технической стороне дела, решения должны принимать не «самые высокие» чиновники, а специалисты. В 1986 году высокие чиновники из Политбюро ЦК КПСС, поддержанные писателями и «Литературной газетой», закрыли проект переброски части стока Оби в Центральную Азию и Аральское море. О будущем там не думали, и в результате Аральское море почти погибло, а влияние России на Центральную Азию ослабло. Поэтому после конференций, форумов и симпозиумов по ледникам, инвестициям и по животноводству не помешает провести международную конференцию по угрозам плотинам ГЭС от тектонических разломов.