0
924
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

Возвращение группового портрета

Тэги: фото, конкурс, серебряная камера, москва


Фоторепортаж о Москве – что может быть проще и одновременно сложнее? Конкурс московского Дома фотографии «Серебряная камера» несколько лет назад взял на себя труд коллекционировать и архивировать новейшую московскую историю, лучшие ракурсы столицы и примечательные лица москвичей. Московские власти прониклись благородством задачи настолько, что в этом году общий призовой фонд составил 50 тысяч долл.

МДФ, законодатель светских фотографических концептов и веяний, в этом году пустился на маленькую хитрость: чтобы не вручать по третьему разу премии одному и тому же кругу лиц от своего имени, устроил народное голосование. Фотографии-участники не подписаны, зрители выбирают понравившиеся объективно и беспристрастно, голосуют анкетами – в общем, референдум. За несколько часов до открытия выставки на паспарту еще висели бумажки с именами и присутствие «круга» подтвердилось: Владимир Мишуков, Игорь Мухин, Илья Кейтельгиссер, Георгий Первов┘ Много фотографий лишних и «проходных». Но главный принцип присутствия в «Серебряной камере» соблюли все участники: снимать сериями по 4–8 работ.

Собственно фотография как произведение искусства на наших глазах теряет позиции и авторитет, на ее место встал проект. В потакании проекту, а не фотографии как единственно уникальному кадру таится большая опасность – потенциально возможный «случайный» шедевр уже на стадии замысла и подготовки разбивается на несколько рядовых снимков в рамках заданной темы проекта.

В номинации «События и повседневная жизнь» отдельного внимания заслуживает серия Георгия Кеймака «Метро», снятая «с проводкой» – безглазая человеческая масса в подземных переходах и заглатывающее пассажиров жерло эскалаторов. Убедительна и языческая мощь подземных сил, и ежедневная мистерия московских будней, подчеркнута скромная роль человека как части перемещенной массы. В номинации «Архитектура» остроумно выступил Владимир Пыхонин с серией «Высотки Москвы»: вместо сталинского семиглавого ампира – панельки спальных районов. Илья Кейтельгиссер увековечил Краснолужский мост во всей реконструированной красоте. А Владимир Мишуков придумал две актуальные и легко читаемые параллельные серии «Неоновые мечты» и «Семейный портрет мечты».

Вообще отчетлива тенденция возвращения жанров группового портрета и портретов передовиков производства – рабочих ЗИЛа, работниц фабрик «Красный Октябрь» и «Конфаэль». В групповом портрете доминирует энергия массы и отсутствие лиц: общая примета большинства работ нынешней «Серебряной камеры», портреты передовиков производства представляют человека как функцию (на этой выставке). Фотограф, делая проект, ориентирован на создание имени-брэнда, и фотография лишь инструмент на этом пути. Тогда как просто фотографу кроме фотографии как результата больше ничего не нужно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
481
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1952
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2352
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1945

Другие новости